Об этой страшной истории мы писали, когда проводили рейд по Ауэзовскому району: 64-летний пенсионер, майор в отставке Толеугазы Амиргалиев попал в реанимацию больницы микрорайона “Калкаман” после того, как 21 сентября на перекрестке Ауэзова – Алатауская упал в пятиметровую яму. Пострадавшего из опасной ловушки извлекли сотрудники службы ЧС. Он перенес тяжелую операцию – у мужчины был сломан позвоночник. Несмотря на усилия врачей, 3 ноября он скончался.
– Никто из компании ТОО “АГС-Пласт”, которая выполняла работы и не позаботилась оградить яму, даже не позвонил нам, не извинился, – говорит дочь погибшего, Анара. – Я сама разыскала инженера по технике безопасности и охране труда. Он заявил следователю, что у них там якобы все было огорожено. Папа постоянно обращал внимание на все эти ямы, ругался со строителями, чтобы ставили ограждения, так как в микрорайоне “Калкаман” живет много стариков, детей и нет освещения. Упасть мог любой…
“В деле до сих пор нет подозреваемых”
По факту этого ЧП было возбуждено уголовное дело. Но, по словам родных, следствие буксует.
– Следователь Ауэзовского РОВД сказал, что будет назначать экспертизы, но никакого постановления мы не получали, уже прошло столько времени! – сообщила нам адвокат потерпевшей. – Человек погиб, а в деле до сих пор нет подозреваемых!
Мы позвонили представителю ТОО “АГС-Пласт”, который отметил, что на месте ЧП вел работы якобы подрядчик. Но потом перезвонил, уточнил, как оказалось, он имел в виду другую яму. Выходит, такая яма не одна, как и случаи падения людей?
Перепутать ямы неудивительно – осенью в микрорайонах “Калкаман”, “Дружба” было множество смертельно опасных ловушек, почти на каждой улице велись строительные работы. Но ограждений не было. Мы видели и открытые канализационные люки. Местные жители просили через газету поставить в известность об этом безобразии власти Ауэзовского и Наурызбайского районов (где точно проходит граница районов, люди не знают).
Две недели назад по улице Калкаманской в плохо зарытую траншею средь бела дня провалилась машина. Понадобился кран, чтобы ее извлечь. Выходит, строители закопали яму как попало? Почему никто не удосужился проверить качество выполненных работ?
Кто ответит за новые трагедии?
В минувший вторник мы снова проехали по микрорайонам “Калкаман” и “Дружба”. Опасных ям здесь стало меньше. Но водителям в районе улиц Абая – Трудовая не позавидуешь: здесь траншея выкопана почти во всю ширину улицы. А ограждение есть только с одной стороны. Пробираться к домам по узкой скользкой дорожке даже днем опасно! А вечером риск свалиться в яму огромный!
На перекрестке улиц Момышулы и Маречека тоже стоит неогороженная ловушка, ветхие заборчики валяются рядом. А ведь район-то густонаселенный, здесь бегают дети.
Гигантский котлован на улицах Жибек жолы, угол Масанчи – вообще старая песня. О нем наша газета писала много раз, руководство даже городского ЧС грозилось принять меры. Но воз и ныне там! А ведь в результате обрушения стенок котлована местные жители остались без тротуара и вынуждены ходить по проезжей части. Одна из сторон котлована не огорожена вообще. Мы не раз видели здесь любопытных подростков. До беды – полшага!
Но мер никто не принимает. Может, потому, что разные тэоошки, подрядчики, субподрядчики, выигравшие тендеры на проведение работ, – чьи-то родственники, друзья, которые понятия не имеют о мерах безопасности? Или все дело в безответственном отношении городских структур, призванных следить за работой коммунальных и строительных организаций?
Преступление без наказания
Самое страшное, что пострадавшие и семьи погибших в таких ловушках остаются один на один со своей бедой. А причастные к трагедии лица – на своих рабочих местах.
В августе 2009 года Алматы потрясла трагедия: на проспекте Алтынсарина во время проведения работ по замене теплотрассы ТОО “УМР-3” АО “Алматыинжстрой” песком засыпало 13-летнего подростка Илью Тунда. Ребенок погиб. А ведь никакого ограждения вокруг глубокой траншеи, охраны, которая бы могла предостеречь любопытных детей, здесь не было!
Следствие по этому делу длилось около полугода. Потом еще несколько месяцев шли суды. Но понесли ли виновные в смерти ребенка наказание? Мы позвонили маме погибшего подростка, Татьяне Тунда, и вот что она сказала:
– Страшно вспоминать, что творилось на суде! Дошло до того, что руководство компании, которая вела строительные работы, устроило с нами торг. В итоге виновными признали прораба и начальника участка. Руководство оказалось “ни при делах”. Но вышел закон о гуманизации общества, и так как обвиняемые были предпенсионного возраста, они отделались легким испугом. В результате нам оплатили только поминки, установку памятника… И все.
Не рой другому яму…
Каждую неделю новостные сводки пестрят новыми страшными случаями. В понедельник, 8 декабря, в Астане 3-летний ребенок провалился в канализационный колодец, не заметив в снегу открытый люк. Почти 20 минут малышка провела в яме с канализационными отходами. С сильным переохлаждением она доставлена в больницу.
И опять виновных не найти?!
Возможно, разгильдяйству и непоколебимой уверенности в собственной безнаказанности способствует размытое законодательство. Как показывает практика, в большинстве случаев виновные в смерти или тяжелых травмах исполнители каких-либо работ просто откупаются, заплатив штраф. А бывает, и вовсе все списывается на несчастный случай.
С нового года будет работать новая, 254-я, статья Уголовного кодекса РК, исключающая штрафные санкции за халатность. Но станут ли наши улицы, тротуары, стройки от этого безопаснее? И не найдут ли виновные новую лазейку в законе?
Повальная безответственность стала визитной карточкой наших городов. Но ведь завтра в расставленную ловушку могут угодить и дети, и родные тех, кто вырыл яму. Или дал на такое распоряжение. Заставит ли это их по-другому относиться к своей работе?