По мнению независимых экспертов, каждый наркоман вовлекает в орбиту смертельно пагубного для здоровья способа получения «кайфа» до 15 человек в год. Соответственно, практически каждый из этих 15-ти в последствии проделывает то же самое. Так что, пожалуй, не стоит удивляться нынешнему бурному росту наркоманов, соответственно наркобизнеса и все большему количеству выброшенных после использования одноразовых шприцев, часто встречаемых ныне в самых неожиданных местах.
На сегодняшний день, наибольшее распространение и представительство в наркоманской среде получили «героинщики», количество которых несопоставимо с другими категориями наркоманов. (Впервые героин был получен в 1898 году в Германии как полусинтетическое производное морфина. По своему воздействию он в 20-25 раз губительней морфина и в несколько раз сильнее в плане привыкания — Авт.). В основном, употребляют они героин внутривенно, значительно реже — нюхают. Определить наркомана-героинщика не трудно, если знать, на что обращать внимание. Сразу после введения дозы наркоман в течение 20-40 минут «зависает», испытывая расслабленное дремотное состояние. Причем поза, в которой он окажется при этом, может быть самая неудобная — это большой роли не играет в момент «прихода». Но это спокойствие и расслабленность бывают не всегда — зачастую проявляются ничем не обоснованные высокая активность, приток энергии, ярко выраженное стремление что-то делать, куда-то бежать. Но когда действие героина заканчивается — наступает опустошение. Зрачки у наркомана в этот момент — меньше булавочной головки. Кожа лица — бледная, язык обложен. Как правило, просыпается аппетит, но только на сладкое. В этот момент наркоман, в зависимости от стажа и принятой дозы, может за один присест умять килограммы конфет, кондитерские изделия, сладкий чай. При отсутствии оных сгодится и просто сахар. Этот эффект объясняется просто. Героиновые инъекции в первую очередь «съедают» все запасы глюкозы в крови, а глюкоза — это энергия, топливо для организма…
Об этих характерных особенностях, связанных с наркоманией, рассказал подростковый врач-нарколог структурного подразделения городского Центра по реабилитации наркоманов Ерлан Кукетаев. Данное лечебно-профилактическое заведение открылось недавно, и существовать будет за счет городского бюджета. Расположено оно на окраине южной столицы в микрорайоне «Дорожник» и, по мнению Ерлана Кукетаева эта отдаленность и изолированность от центра города должны сыграть положительную роль — ведь этот мини-центр располагает двумя стационарами для взрослых и подростков.
Именно на профилактику наркомании среди подростков обращено сейчас внимание многих государственных ведомств занимающихся проблемами пресечения распространения наркотиков. И делается это по вполне понятным соображениям, ведь удар наркомафиозных структур в первую очередь направлен против будущего каждого государства — подрастающего поколения. Всем понятно, почему против молодежи, ведь именно подросток с его неустойчивой психикой и вполне понятной жаждой самоутверждения представляет собой самого главного потребителя смертельного зелья. Наркомания постоянно молодеет — в южной столице уже официально зарегистрирован 10-летний героиновый наркоман. По мнению же специалистов-наркологов, вполне могут иметь место и случаи более раннего употребления наркотиков внутривенным способом, не говоря уже о том, что токсикоманить или «чухоморить» — нюхать пары бензина, ацетона, клея, начинают с 7-10 лет.
Все ништяк, пацаны…
Иезуитские методы втягивания подростков в употребление наркоты выверены психологически точно.
Первый главный фактор, толкающий подростка «ширнуться» или «нюхнуть» — любопытство, мол, как же это происходит? Этим и пользуются наркоманы со стажем и мелкие барыги — наркодилеры. Начинается все с разговора — мол, да вы что, пацаны, все будет ништяк, вы только попробуйте. Все равно с первого раза не привыкнете… Если не понравится — нет проблем…
Или берут на «слабо». Мол, а тебе слабо будет как настоящему пацану, как все, «ширнуться»? Докажи, что не слабо?!
Естественно, первая предлагаемая доза, вторая и третья — бесплатно. А дальше — уже за деньги. Один «чек» — около 500 тенге. В «чеке» — 0,01 грамма героина. Начинающие наркоманы обычно делят «чек» на 4-5 человек.
Далее наступает новая жизнь. У молодого наркомана, только что ступившего на пагубную стезю, резко меняется круг друзей. В вечернее время телефон разрывается на звонки, а все разговоры проходят в уединении. Пропажа денег и вещей в доме — первый признак развивающейся наркомании у подростка. Дальше идет деградация личности, наркоман превращается в беспринципное, изворотливое существо…
Лечить наркомана — это проблема, сложность которой не поддается описанию. Как считает Ерлан Кукетаев, наркоманы, вообще насквозь лживы и это вытекает из ряда безусловных благоприобретенных особенностей. У человека вкусившего «кайф», полностью перестраивается физиология, которая, как известно, не в пример сильнее здравого смысла и каких-то моральных устоев и ценностей. Если сказать, что для наркомана ничего святого нет — это значить, ничего не сказать. Кроме всего прочего, они обладают поразительным даром убеждения. Их «россказням» верят несчастные родители, доверчивые «лохи», а также… они сами. Практически каждый наркоман считает, что он может бросить это смертельно опасное занятие в любой момент, вот только еще один раз, последний, уколюсь и все… Как правило, слово «последний» употребляется бессчетное количество раз, зачастую вплоть до летального исхода.
Необходимо отметить, что выражение — «героин нельзя попробовать», так же верно, как и другое словосочетание — «героин умеет ждать». Нет таких людей, которые бы попробовав героин в первый раз — прекращали его дальнейшее употребление. У подростков нет самокритичного отношения к самому себе, поскольку это — возрастное, от особенностей психики переходного периода. Они живут одним днем, на эмоциях, и о рассудительности, как и перспективном видении своей дальнейшей судьбы, фактически загубленной уже после первой инъекции «герыча», они даже не задумываются. Лишь после 3-4 летнего стажа приема наркотиков, к 23-25 годам, наркоман начинает осознавать всю пагубность приобретенной привычки и необходимость добровольного лечения. Но, как правило, в большинстве случаев прозрение приходит слишком поздно.
Психологическая зависимость наступает сразу, после первой инъекции. Мощный ураган проносится по всему организму, немедленно вызывая необратимые изменения в головном и спинном мозге, в подкорке, в нервной системе, во внутренних органах. В результате происходящих патологических сдвигов в организме и разбалансировке сознания, у наркомана внутри себя создается свой собственный виртуальный, иллюзорный мир. Жизнь без наркотиков становиться менее красочной, потребность в них постоянно увеличивается. Через 1-2 недели психологическую зависимость сменяет физиологическая — абсистентный синдром, или ломка. Некоторые наркоманы, которые нюхают героин, считая, что этот способ менее опасен, чем инъекции и что при желании можно легко отвыкнуть от этого пагубного пристрастия, ошибаются — через месяц-два, или даже раньше, все «нюхачи» переходят на инъекции, поскольку для героина нет разницы, как ты его принимаешь, ведь психологическая и абсистентная зависимость наступает все равно. Наркоманы со стажем говорят, что если бы после первого употребления началась ломка, мы бы сразу бросили. Может это правда, а может снова врут.
Но первая серьезная ломка для наркомана — это действительно шок. Вначале симптомы абсистенции не особенно волнуют, поскольку по своей клинике напоминают простуду — поднимается температура, беспокоит насморк. Дальше — больше. Появляются тошнота, рвота, может развиться жесточайший понос. Потом наступает одно из характерных проявлений абсистенции — ломота и самопроизвольное выворачивание суставов — коленных, локтевых — вплоть самых мелких. Мышцы сводит в неконтролируемой судороге. Естественно, что все это сопровождается дикой болью. У конченых наркоманов при сильной ломке может самопроизвольно опорожняться мочевой пузырь, толстая кишка, и при таком развитии событий человек уже мало чем отличается от животного.
Но самое страшное — это бессонница. Если сама ломка длится 7-14 дней и ценой большого напряжения всех сил ее как-то можно пережить, то бессонница тянется непрерывно, до 3-4 месяцев, превращая жизнь в один сплошной кошмар. Лишь под утро — на 2-3 часа, наркоман может забыться в некоем подобии сна, полном жутких, кошмарных мерзостей, несравнимых ни с одним фильмом ужасов. И сон этот не приносит никакого облегчения. В конечном итоге, все эти проявления, как правило, начинают в дальнейшем сопровождаться сдвигами в психике.
При таких состояниях долгожданная инъекция героина уже практически не вызывает ощущений кайфа, которого нет и в помине. Наркотик становится лекарством, не более того. Укололся — значить можно уснуть и снять болезненные ощущения, но в том то и дело, что последующие потребности в подобном лекарстве будут увеличиваться и увеличиваться. Наркоманы со стажем говорят — мы, мол, только лечимся, а не кайфуем. Первый кайф в первых дозах, а потом бессмысленные попытки достичь первоначального ощущения сводятся лишь к постепенному увеличению инъекций, до 5-10 «чеков» в день, или в пересчете на денежный эквивалент — от 3 до 5 тысяч тенге в сутки. А где взять такие деньги? Только путем неправедного их добывания — воровством, кражами, ограблениями, проституцией.
Курс лечения наркомана невероятно сложен по целому ряду причин. Иммунитет в организме наркомана практически отсутствует, ведь зачастую многие наркоманы перед инъекцией добавляют в «герыч» димедрол, на их сленге это называется — «сбить грязь». Ведь героин, доходящий непосредственно до потребителя, несколько раз разбавляется различными наполнителями, а присутствие димедрола снимает аллергические реакции организма на эти добавки, но подавляет иммунитет, что впоследствии крайне отрицательно сказывается на защитных свойствах организма. Если подросток хотя бы год употребляет наркотики, то у него уже однозначно поражены все внутренние органы без исключения.
Червяк
…Причины всплеска наркомании видят в самых различных общественных явлениях. Кто винит в этом социальные катаклизмы, кто — неуверенность в завтрашнем дне, кто — конфликты в семье. Но главная причина, как это не прискорбно — молодежная мода. Существует уже масса анекдотов о «нариках», распространяемых с вполне определенной целью — придать наркомании обыденный привычный статус, сделать ее такой же житейской деталью, как какую-то рутинную повседневную работу. И это страшно, потому что мы начинаем понемногу привыкать к существованию наркомании, мириться с этим явлением как с неизбежным и привычным злом. А ведь из каждых десяти наркоманов, по тем или иным причинам проходящих курс лечения, шесть-семь человек через какое-то время вновь «садятся на иглу», приобретая смерть в рассрочку.
Наркотики — это порождение тьмы, ведь наркомания сродни самоубийству — страшнейшему греху разрушения собственной жизни, не прощаемому грешнику во веки веков. В Коране же, в одном из хадисов сказано: «Тот, кто убил себя какой-либо вещью, на Страшном суде будет казним этой же вещью».
Жизнь прекрасна и удивительна, только вот те, кто променяли эти естественные ощущения на иллюзорный кайф, начинают понимают прелесть здоровой жизни, находясь как бы в другом мире, из которого практически нет возврата. В психике уже отложилось ощущение стремительного урагана проносящегося через каждую клеточку тела, и червяк этих ощущений будет жить в воспоминаниях всегда, до самых последних дней. Этот червяк будет беспрестанно шевелиться в глубине твоего сознания, тревожить его ежечасно и ежеминутно и это со временем войдет в привычку. Завязавший наркоман во многих снах, будет вновь и вновь возвращаться к первоначальному ощущению первого «прихода» и просыпаться в ужасе — что, снова?!
Есть только одна возможность избежать подобной участи — никогда, ни при каких условиях не пытаться «попробовать». Но если бы это могли понять те, кто никогда еще не сталкивался с наркотиками…
Р.S. Государство наше слишком поздно взялось за эту проблему. Но лучше поздно, чем никогда. В Павлодаре впервые готовится к открытию научно-исследовательский институт наркологии — как базовый для всего Казахстана. Расширяется сеть наркологических заведений финансируемых государством. Сможем ли мы в канун уже следующего, второго десятилетия добиться каких-либо весомых результатов в борьбе с этим вселенским злом? Хочется верить, что — да…
Р.S.S. На сегодняшний день в приграничных районах Афганистана скопилось более 3 тысяч тонн героина…