О том, что услуги сотрудников ГКП “Технический центр” (или, как их называют в народе, парковщиков) автовладельцы могут оплачивать на добровольной основе или не оплачивать вовсе, писали и говорили много. Однако сотрудники “Техцентра” продолжали требовать по 50, а иногда и 100 тенге, забывая при этом выдавать талоны.
Буквально месяц назад алматинские автолюбители вздохнули с облегчением – практически со всех парковок в центре города исчезли “жилетки”, и даже если парковщики находились на “рабочем месте”, то отдыхали в тенечке, а не гонялись за отъезжающими автомобилями.
Если нет никакой разницы – за что платить?
Мимолетная радость автовладельцев сменилась разочарованием – городские власти просто сменили вывеску. 7 марта 2008 года постановлением акима Алматы вместо “Техцентра” создано коммунальное государственное предприятие “Алматы паркинг”.
Новые “жилетки” ничем не отличаются от старых. Та же униформа, талоны той же формы, а главное, то же отношение к клиентам. С одной лишь разницей: если раньше на талонах ГКП “Техцентр” указывало, что берет по 50 тенге за обеспечение “должного порядка в местах кратковременных стоянок автотранспорта с целью предотвращения заторных ситуаций, а также за услугу по предупреждению угона, разукомплектования и повреждения автомобилей”, то “Алматы паркинг” ограничился более скромным пояснением – за оказание сервисных услуг. Что такое эти “сервисные услуги” – нигде не прописано.
Сотрудники “Алматы паркинга” так же, как и их предшественники, талоны не заполняют. Да и вообще предпочитают не вспоминать о них. Ну а если какой-нибудь дотошный автовладелец все-таки требует талончик, то отрывают нижнюю часть, где указана сумма сбора – 50 тенге, и “продают” его за 100 тенге.
Естественно, что никакой ответственности парковщик нести не будет. О том, что угнать автомобиль с парковки прямо из-под носа человека в жилетке проще простого, наша газета уже писала (№ 14 от 4 апреля 2008 года).
Ночью – тройной тариф
Для того чтобы проверить, как работают ночные стоянки, пришлось оставить автомобиль на ночной стоянке, организованной по улице Байтурсынова. Стоянка была выбрана не случайно – здесь рядом живут знакомые, которые могли бы действительно присмотреть за машиной.
Вечером я приехала пораньше, чтобы успеть занять место. Сидящий на кресле возле специальной будки парень оказался неразговорчивым. Было видно, что как в клиенте он во мне не заинтересован – чуть позже появится огромное количество желающих оставить автомобиль, мест на всех не хватит.
– Машину можно оставить на всю ночь? Сколько стоянка стоит?
– 150 тенге платите и ставьте, – он указал на противоположную сторону улицы.
– А можно я здесь оставлю, мне тут удобней, получится прямо под окнами, – попросила я.
Парень согласился и потребовал плату. На мою просьбу выдать талон он замешкался и еще раза два уточнил, а действительно ли я хочу получить талон? В итоге выдал… сразу два! Такие же, стоимостью 50 тенге, выдают и на дневных парковках. Но почему мне выдали два талона, а не три на мои 150 тенге? Ответ парковщика был более чем “логичен”:
– Сегодня, считайте, один день, а после 24 часов наступит уже другой, получается, что машина будет стоять два дня! А значит, я должен дать два талона, – пояснил он.
Но мало получить на руки талон, надо добиться, чтобы парковщик заполнил его по всем правилам. То есть написал время заезда и выезда, а также указал номер автомобиля. Но у моей “жилетки” даже не оказалось ручки, пришлось одолжить. Он нехотя указал время заезда и, немного подумав, записывать или нет номер машины, решил обойтись без лишней волокиты.
– А можно договориться, чтобы вы каждый день оставляли для меня это место на стоянке? Может, придется возвращаться домой ночью, а машину оставить негде будет, – это был мой последний вопрос.
Оказывается, без проблем! Парковщик распоряжался уличным пространством так, как будто это его собственность, а не земля общего пользования!
За что с меня взяли 150 тенге, так и осталось непонятным. Во-первых, стоимость услуги четко определена – 50 тенге, и не имеет значения, пользуюсь ли я услугами по “сервисному обслуживанию” на дневной или ночной парковке.
Во-вторых, на то, что он будет ночью следить за автомобилем, я даже не рассчитывала. Как рассказали жильцы близлежащих домов, автомобили они стараются ставить вдоль улицы под своими окнами, чтобы можно было следить за машиной. Парковщики, по их словам, ночью спокойно спят. Бывали случаи, когда припаркованные машины царапали или даже грабили, но предъявить претензии сотрудникам ГКП “Техцентр” – а теперь “Алматы паркинг” – невозможно. На все претензии один ответ: ничего не знаем, ничего не слышали.
Вопросы остались без ответов
Получить комментарии у руководства предприятия нам не удалось. На наш запрос с просьбой дать интервью секретарь ответила, что “директор и заместитель директора предприятия назначены всего две-три недели назад, и интервью они смогут дать только месяца через два-три, когда войдут в курс дела”. В письменном ответе, который подписан… заместителем главного бухгалтера “Алматы паркинга”, нет полных ответов на вопросы. Мы попросили указать точные адреса всех стоянок и парковок, которые обслуживает данное предприятие, однако нам перечислили названия рынков, кинотеатров и крупных магазинов. И значит, нет возможности проверить, действительно ли расположение данной стоянки согласовано с управлением дорожной полиции и парковщики стоят здесь на более или менее законных основаниях или просто кто-то решил подзаработать.
Ведь установить будку, поставить рядом кресло, надеть жилетку и протянуть руку за платой может кто угодно!
* * *
По данным ГКП “Алматы паркинг”, в настоящее время предприятием организовано 105 временных автостоянок, из них 29 дневных и 76 ночных.
* * *
Компетентно
Существующая на сегодняшний день практика взимания платы “за стоянку” автомобилей в Алматы вызывает недоумение любого, кто знаком с Земельным кодексом, а также рядом других нормативно-правовых актов, – говорит юрист Михаил Кленчин. – Так, работники стоянок поясняют взимание словами “за парковку”. Однако в соответствии со ст. 109 Земельного кодекса Республики Казахстан предоставление участков из состава земель общего пользования, в том числе на обочинах дорог (улиц, проездов), для платных автостоянок (автопарковок) не допускается.
Исключение составляют автостоянки на обочинах в столице страны – Астане. Организация таких автостоянок может быть осуществлена специальным актом акимата г. Астаны, что оговорено в Законе “О статусе столицы Республики Казахстан”. Однако данный закон не может применяться в других городах, в том числе в Алматы.
Нередко можно услышать от работников стоянок в обоснование взимания денег слова “за охрану”. Но и это вызывает ряд вопросов, и в частности, имеется ли у ГКП “Алматы паркинг” лицензия на осуществление охранной деятельности, как того требует Закон Республики Казахстан “О лицензировании”? Более того, если берутся деньги, то в соответствии с Налоговым кодексом обязательна выдача чека либо иного документа, подтверждающего факт оплаты. Однако сотрудники “Алматы паркинга” выдают квитанции, в которых порой даже не указана сумма!
Анна ПАВЛОВА, Тахир САСЫКОВ (фото)