Худрук Лермонтовки Рубен Андриасян столь ответственное дело, как юбилейная постановка, никому не доверил, а потому взялся за работу сам, призвав на помощь художников Владимира и Людмилу Кужель и старую (не в смысле возраста, но опыта) актерскую гвардию. В итоге заслуженных на сцене больше, чем артистов без званий.
“Восхождение на Фудзияму” – пьеса уже в общем-то классическая и хорошо известная. Так что спектакль сдали если не в рекордные, то в весьма сжатые сроки. И, что удивительно, Андриасян – уж и не вспомнить, когда такое было, – обошелся без антракта, сконцентрировав действие и ужав пьесу до одного акта. Сюжет, возможно, напоминать излишне, но тем не менее – буквально в нескольких словах.
Четверо старых друзей с женами собираются на пикник на горной вершине, прозванной ими в шутку Фудзиямой, и приглашают туда свою учительницу из интерната, которую они давно не видели. Буддистская святыня располагает к откровенности, равно как и Фудзияма местного масштаба. Начинается исповедь, периодически трансформирующаяся в судебный процесс с обвиняемыми, обвинителями и адвокатами. Суть рассматриваемого дела – судьба пятого друга, во время войны преданного кем-то из четверых присутствующих. Но кем именно?
Обсуждать “Восхождение на Фудзияму” Лермонтовки тяжело прежде всего потому, что спектакль сырой, как землица после весеннего дождя. Побочный эффект сжатых сроков? Актеры из числа заслуженных не раз и не два забывают текст, все путаются в последовательности диалогов и пока не лучшим образом ориентируются в многоступенчатых декорациях горы… Актеры-то сыграются, но что делать с лирико-драматическими музыкальными вставками, внедренными в спектакль по принципу “заиграла грустная мелодия – актеры встали и посмотрели вдаль, а зрители должны задуматься вот именно над этими и никакими другими словами”?..