Два года назад довольно крупная и известная в Южно-Казахстанской области фирма ТОО «HAS-ER» заявила о начале строительства в Шымкенте нового рынка «Ак-Сарай». Сразу же мелким и оптовым торговцам и реализаторам было предложено делать взносы для выкупа торговой площади на территории будущего рынка, становясь своеобразными дольщиками.
В Шымкенте в то время шла так называемая базарная война — старые рынки в центре города закрывались, взамен, где-нибудь на окраинах, возникали новые, которые, не просуществовав и месяца, также бесследно исчезали. Торговцы и покупатели из тех, кто привыкли отовариваться на рынках, буквально метались из стороны в сторону, в поисках друг друга.
И когда пошла довольно активная кампания по строительству нового ультрасовременного и комфортабельного рынка «Ак-Сарай», которую, к тому же, горячо поддерживали городской и областной акиматы, многие предприниматели поспешили забить место на перспективной точке. Тот факт, что договор между сторонами не оговаривал никаких конкретных сроков предоставления торговых мест, совершенно не насторожил новоявленных дольщиков.
С тех пор прошло два года. И если в первый год фирма «HAS-ER» еще периодически уверяла, что «Ак-Сарай» вот-вот будет построен, то в этом году идея нового рынка как-то совершенно сошла на нет.
Во всяком случае, уставшие от ожидания предприниматели уже категорически требуют вернуть взносы, отказываясь от выкупленных мест.
Стоимость площади определялась примерно в 1 тыс. у.е. за квадратный метр. Многие бизнесмены выкупали на будущем рынке довольно значительные площади в десятки квадратных метров под организацию складских помещений и павильонов. Другие же, и таких большинство, ограничивались выкупом пары «квадратов», чтобы расположить здесь небольшой лоток. И для последних потеря даже одной-двух тысяч долларов грозит настоящим разорением, тем более в наступившие кризисные времена.
Страсти разгорелись еще больше, когда выяснилось, что руководство фирмы начало буквально теряться — несколько раз переезжало из офиса в офис, сменяла телефоны, отказывалось от встреч со своими «дольщиками-партнерами».
Однако, дольщики оказались настойчивыми, и быстро выяснили, что одним из руководителей, а вернее исполнительным директором ТОО «HAS-ER», является Абдукамал Ашимбеков, который также занимает пост заместителя председателя Южно-Казахстанского областного филиала Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП). Не добившись встречи с А. Ашимбековым, как с исполнительным директором ТОО, возмущенные граждане попытались наладить контакт с ним через филиал партии. Правда, в офисе филиала они также не застали г-на Ашимбекова, зато встретили здесь активную группу ОСДП, которой и поведали о своих проблемах. Активисты, вникнув в суть дела, нашли претензии граждан достаточно основательными, и также попытались получить разъяснения по поводу ситуации у своего шефа.
Но, как оказалось, г-н Ашимбеков совершенно демократично не делает разницы между активистами своей партии, и прочими беспартийными рядовыми гражданами. То есть ни перед теми, ни перед другими отчитываться он не посчитал нужным.
Возмущению граждан не было предела, но еще больше возмутились рядовые партийцы. Как выяснилось, это уже не первый случай, когда члены партии буквально оказываются крайними в каше, заваренной их партийными руководителями.
Так, например, сюда до сих пор не прекращается поток жалоб на последствия еще одной коммерческой сделки, проведенной все той же фирмой «HAS-ER». В 2006 году фирма широко разрекламировала свое предложение о поставках крупных партий цемента с местного завода, причем по очень привлекательным ценам. На рекламу откликнулись десятки и сотни предпринимателей со всего Казахстана, многие из которых заключили сделки на миллионы тенге. Однако обещанных поставок цемента от «HAS-ER» они ждут до сих пор. Срок поставок в договорах также не был обозначен.
Еще один показательный проект фирмы «HAS-ER» — строительство в Шымкенте одного из самых больших в Казахстане висячих мостов через реку Бадам. В том же 2006 году ТОО «HAS-ER» выиграло тенедер на строительство подвесного моста, и получило от государства первый транш свыше 250 млн. тенге, причем срок сдачи готового объекта здесь уже был установлен — 2007 год.
Однако, затем срок сдачи был продлен, и как об этом удалось договориться фирме ТОО «HAS-ER» — остается неизвестным. Но сейчас, спустя три года, все государственные органы, включая отдел строительства и архитектурно-строительный комитета областного акимата, хором высказывают претензии в адрес подрядчиков, отмечая, что качество и объем выполненных работ, не дотягивает даже до суммы первого транша. Госорганы даже пытаются судиться с ТОО «HAS-ER» за невыполнение договорных обязательств. Между тем «HAS-ER» также подала в суд на заказчиков, требуя предоставления очередного многомиллионного транша «для продолжения работ».
Конечно, разбирательство в тонкостях частного предпринимательство иных политических деятелей следовало бы целиком перенаправить на усмотрение соответствующих органов. Однако, активисты ЮКОФ ОСДП, стремясь рассмотреть ситуацию не только в плоскости «де-юре» но и «де-факто», приобретают богатый опыт в том, кто и как защищает интересы рядовых граждан. Причем исключительно на примере своего областного руководства.