Слово за слово или Одежда как способ самовыражения - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Слово за слово или Одежда как способ самовыражения

Слово за слово или Одежда как способ самовыражения

В прошлом сезоне свитшоты с надписями были стопроцентным, бескомпромиссным хитом. В этом – словесный бум перекинулся на платья, топы, свитера и дождевики. Изучаем тренд.

  • 16 Июля 2014
  • 2232
Фото - Caravan.kz

Мода – прикладное искусство. Поэтому если появляется необходимость в определенных вещах, это всегда обусловлено практическими потребностями, будь то всё более и более укороченные юбки или заимствование брюк из мужского гардероба. Казалось бы, какую практическую пользу могут принести слова, написанные на одежде? Тем не менее, в античной Греции очень любили подписывать пояса и украшения именем хозяина, а греческие гетеры носили сандалии, надпись на подошве которых гласила “Иди за мной”, и по следу, оставшемуся в песке, любой мог найти дорогу в её дом.

Средневековье принесло моду писать рыцарский девиз не только на доспехах и оружии, но и на всех предметах обихода, включая аксессуары прекрасной половины человечества. В эпоху Ренессанса девиз знатного рода можно было увидеть в виде нитяной надписи, вплетённой в корсаж платья или мужской камзол. Галантный 18 век оставил нам невероятное количество провокационных надписей на женских подвязках, вышитых тончайшим шёлком. “Если вы поднялись так высоко, то можете и выше”, “Каждый охотник знает, где зайчик” писали французские вышивальщицы, а в период Буржуазной революции популярны были подвязки с надписями “За Францию!” и “За Родину!”

Сверху вниз, по часовой стрелке: футболка Ashish для Topshop; Твигги в платье-газете (1960-е); Мадонна в джинсовой куртке Vivienne Westwood с надписью Boy Toy и юбке с принтом на основе живописи Кита Харинга; свитшот A Question Of с надписью La Dolce Vita, весна-лето 2014.

В первой половине 20-го века надписям был уготован скучный удел определять принадлежность человека к спортивному клубу или команде по синхронному плаванию, а также к частной школе или университетскому братству. Бомберы с эмблемой “Череп и кости” Йельского универститета, трикотажные свитера первого академического сообщества “Фи бетта каппа”, тишотки с номером члена команды или его фамилией были по сути теми же знаками отличия, что и имя на драгоценном поясе или средневековый девиз на шёлковом платке прекрасной дамы.

Всё изменил революционный дух 60-х. Вместе с плакатами на многочисленных манифестациях начали появляться “говорящие” футболки с надписями социального характера. С этого момента и навсегда футболка, а затем и другие элементы гардероба, стали холстом, на котором любой желающий может выразить свои политические взгляды, эстетические предпочтения или просто индивидуальные черты характера. В это же время появляется “газетный” принт, отпечатки для которого делаются с реальных газетных страниц.

Сверху вниз, по часовой стрелке: бомбер с университетской эмблемой; Мадонна в знаменитой футболке Italians do it better; свитшот Ganni с надписью Je t’aime, весна-лето 2014; Вэл Килмер в футболке “Обожаю токсичные отходы”, фильм “Настоящие гении” (1985).

В начале 70-х начинающий дизайнер Вивьен Вествуд сделала коллекцию маек с цитатой из лидера испанских анархистов Дурутти Буэновентуры “Мы не боимся руин”. Эта серия подняла продажи маленького магазина Вествуд Let it Rock на невиданные высоты. Хард-рок и панк-музыка тоже внесли свою лепту в легализацию надписи не только как дополнительного орнамента, но как самостоятельной части образа, превращающей человека в модный манифест, в первую очередь носителя идеи и “человека мыслящего”. Названия любимых групп, цитаты или просто придуманные фразы, вроде легендарной “I hate Pink Floyd” , красовавшейся на груди лидера Sex Pistols Сида Вишеза, стали частью британского, а затем и мирового прогрессивного стритстайла и навсегда остались в истории моды.

Сверху вниз, по часовой стрелке: Элиc Купер в футболке с надписью Don’t hate me because I’m beautiful; лук из коллекции Alexander Wang, весна-лето 2014; джинсовая куртка Ashish.

Легкомысленные 80-е породили новый бум – неоновые надписи не несущие особой смысловой нагрузки – от энергичного “Dance” всех цветов радуги и названий курортных городов с изображением пальм и оранжевого заката до надписей из комиксов и имён любимых поп-идолов. Разноцветная надпись “Madonna” лидировала в хит-параде, а сама поп-икона шокировала общественность тишоткой “Italians do it better” и пёстрым джинсовым жакетом с надписью “Boy Toy”. Кроп-топы с короткими надпиями “Yes” , “No” или попросту “Sex” заполоняют модные клубы и улицы европейских столиц. В 1986 году Жан-Поль Готье создаёт коллекцию одежды, на которой в стиле плакатного рисунка 20-30-х годов кириллицей написано его имя. Коллекция производит фурор, а “русская тема” входит в моду из-за потеплевших отношений между Западом и Россией. Следующим русским хитом конца 80-х станут тишотки с надписью “Perestroyka”.


Слева и справа: лук из коллекции DKNY, весна-лето 2014; в центре – свитшоты и футболки из коллекции A Question Of, весна-лето 2014.

В 90-е обе предшествующие тенденции соединяются воедино: социальные высказывания Greenpeace, майки “Nirvana” и “Depeche Mode”, тексты гранжевых групп на шарфах и футболках и в то же время неоновая “Lambada” на джинсовой юбке с оборками, худи с яркой надписью “Hip Hop” и крупные логотипы брендов-мастодонтов от Coca-Cola до Adidas. А в начале 2000-х надписи покидают подиумы и улицы, ненадолго уступив эстафету принтам всех мастей. Единственное исключение – работа американского художника Стивена Спрауза для Louis Vuitton в 2001 году, когда лаконичная монограмма бренда превратилась в поток весёлых каракулей.

Слева и справа: луки из коллекции Christopher Kane, весна-лето 2014; в центре вверху – свитшот A Question Of с призывом Kiss the boys and make them cry; в центре внизу – лук из коллекции Alexander Wang, весна-лето 2014.

Триумфальное возвращение началось со свитшотов. Этот когда-то спортивный, а ныне базовый элемент гардероба не сходит с вершины модного олимпа уже несколько лет, и после фотографий, принтов и страз, дизайнеры снова вспомнили о слове как о декоративном элементе. Один из самых провокационных британских дизайнеров Ashish после нескольких лет экспериментов с орнаментом и богатым декором, внезапно выпустил минималистичную коллекцию, среди которой выделялись свитшоты с надписью “I’m serious”, а в 2014-ом запустил в продажу линейку с арабской вязью.

В прошлом сезоне свитшоты с надписями были стопроцентным, бескомпромиссным хитом. В этом – словесный бум перекинулся на платья, топы, свитера и дождевики. У Dior цветные надписи, обвивающие платья с цветочным принтом, напоминают полицейские ленты, отгораживающие зону высказывания от зоны репрезентации. Джун Такахаси, дизайнер марки Undercover, нанёс на одежду флюоресцентные надписи, которые видны только в темноте. При свете это обычные платья и костюмы с принтами, но стоит только оказаться во мраке клуба – проступают надписи “Silence yourself” или “I shut it now”.

У Jean Charles de Castelbajac в этом сезоне появилась модификация платьев и костюмов с “газетным” принтом – с ног до головы расписанные плакатным шрифтом комплекты цвета необработанного холста. Вивьен Вествуд снова взялась за старое и в новой коллекции выпустила футболки и шляпы с девизом “Сlimate revolution”.

Кристоферу Кейну оказалось мало цветочных аппликаций и на каждом третьем платье коллекции фигурирует слово Flower. У Celine слова вывязаны на рукавах объемных пуловеров. Чемпион по ироничному отношению к одежде, безусловно, Джереми Скотт с его кроп-топами “Earth Sucks”. А второе место по праву принадлежит Moschino за чёрные галабеи “Holy Chick” и купальники “La classe non e AQUA”.

Ну и, конечно, свитшоты по-прежнему остаются самым частым “носителем информации”: цитаты, двусмысленные высказывания, ироничные фразы и просто слово, выражающее сиюминутное настроение стало одной из самых ярких тенденций лета 2014. Похоже, что дизайнеры снова хотят вернуть нам возможность превращения из fashion victims в людей с активной жизненной позицией. А заодно и больше рассказать о самих себе. Ведь что может быть лучше свободы самовыражения с возможностью прямого и откровенного высказывания?