Годы сельхозправления
Чиновников с подобным послужным списком можно пересчитать по пальцам: глава региона, замминистра, заместитель Премьер-министра, госсекретарь, руководитель Администрации Президента. Но этот звездный период Ахметжана Есимова пришелся на 1990–1994 годы, когда экономика и власть в стране только формировались. Второе пришествие во власть состоялось в мае 2001-го, когда Ахметжан Есимов стал министром сельского хозяйства, а затем и вице-премьером по совместительству. Основные задачи сельского хозяйства – обеспечение продовольственной безопасности Казахстана, повышение эффективности села до уровня промышленности, рост уровня жизни селян. Для этого в 2002-м Президент объявил три следующих года – Годами развития аула. На развитие села государство направило 150 миллиардов тенге. Увеличение финансирования дало свои плоды плюс это был период роста всей экономики страны в целом. Поэтому годы сельхозправления Ахметжана Смагуловича – до назначения его в 2006-м акимом Алматы – ничем особо омрачены не были. Но в реальности основные цели развития села пока так и не достигнуты: мы едим импортное мясо, АПК как производственный комплекс остается мечтой, село продолжает понемногу умирать, особенно в связи с выездом молодежи в города.
Затянуть продовольственный пояс
Лучше всего увидеть, как плохо организовано село, Ахметжану Есимову пришлось, будучи акимом Алматы. В 2008-м правительство решило создавать продовольственные пояса вокруг городов. Но оказалось, что заниматься разведением скота или выращиванием овощей близ крупных городов не так выгодно, как представляется министрам. Налоги высоки, попутные расходы тоже, чиновники постоянно мешают работать своими советами. Сама структура экономики села осталась прежней, выработанной еще в исполкомах и парткомах, а значит, не сильно отвечающей рыночным условиям. Как аким, Ахметжан Есимов сразу занял критическую позицию:
– Если смотреть с точки зрения алматинского потребителя, то не видно, что за эти 5 лет дал продовольственный пояс для Алматы. Нет ясности, увеличились ли производство, реализация, переработка, средства, которые выделяются этому продовольственному поясу, увеличили ли количество поливных земель и т. д.
Лучший город Земли
По мнению экспертов, в Алматы Ахметжан Есимов добился подчинения города акимату – то есть себе. Во всех смыслах. Сегодня аким мегаполиса может влиять на все сферы его жизни: экономику, ЖКХ, транспорт, строительство, торговлю. Как он этого добивался? Нагляднее всего это показывает судьба легендарной барахолки.
Для акимата этот комплекс рынков – сплошная черная дыра, где вертится большой объем денег. По оценкам Всемирного банка, годовой оборот барахолки – 1 миллиард 742 миллиона долларов. Это больше бюджета Алматы. Формально акимат начал давление на барахолку правильно. Северное кольцо, на котором стоят рынки, заставлено припаркованными автомобилями. Сами рынки заступают за красную линию, что запрещено законом. Два года продолжалось противостояние. Были суды, забастовки торговцев, попытки захвата ими акимата, угрозы самосожжения. В итоге 5 июля 2013 года Ахметжан Есимов провел градостроительный совет, на котором рассматривались проекты реконструкции рынков, а в сентябре барахолка начала гореть. Сгорело сразу 4 рынка. Площадь пожара составила 5,4 тысячи квадратных метров. Акимат тут же обвинил в этом самих торговцев, которые не соблюдали правила пожарной безопасности. Затем начался снос рынков бульдозерами… Прошел год. Но ни один торговый центр на барахолке не построен, хотя обещали, что строительство не затянется. А проехать по Северному кольцу все так же невозможно.
Обещания по “мелочи”
В своих выступлениях аким Есимов любит повторять, что Алматы по уровню доходов – не хуже, чем города Восточной Европы. Но это заслуга не акима, а больше самих алматинцев, ведь бюджет города большей частью наполняется налогами с малого и среднего бизнеса. Здесь главная задача акимата – не направлять, а скорее не мешать работать.
Нельзя обойти и тему строительства метро. Когда в 2006-м Ахметжан Есимов занял пост акима Алматы, то сразу отодвинул сроки сдачи метрополитена на год – с 2009-го на 2010-й. Потом еще на год. И сдал к концу 2011-го в куцем варианте из семи станций. Первая линия метро, возможно, будет завершена только в 2020 году. Нелишне также напомнить, что в 2010 году Президент поручил разработать проект трамвайной линии до городов-спутников Алматы – Каскелена и Талгара. Но инвесторы почему-то не решились вкладывать деньги в проект, который намеревался реализовать акимат Алматы.