Руины от рая
– При Советском Союзе, в 1980-х годах прошлого века, озеро Кызылколь использовалось как бальнеологический курорт, – рассказывает краевед Светлана БАСКАКОВА. – У восточного берега работал санаторий с грязелечебницей. До сих пор там просматриваются плотина и ванны, где люди обмазывались грязью. На северо-западном берегу располагалась туристическая база МВД с комфортабельными домиками. Рядом действовала лодочная станция. В 90-е годы все это было брошено. Сейчас от турбазы остались лишь фундамент да один дом, в котором живет семья местного чабана. Грязелечебницы сейчас нет, но грязь лежит, и свои лечебные свойства не потеряла.
Говорят, эта грязь с большим количеством солей помогает при радикулите, лечении болезней суставов и всего опорно-двигательного аппарата.
– Если бы здесь выстроили курорт, то можно было бы использовать эти ресурсы на пользу людей, – продолжает Светлана Баскакова. – Кроме того, озеро достаточно соленое, зимой редко замерзает, поэтому его облюбовали водоплавающие птицы. Они устраивают здесь зимовки. 12 видов уток слетаются в это место. Тут обитают серые гуси и пролетом останавливаются тысячные стаи других птиц, в том числе занесенных в Красную книгу. Таких как мраморный чирок, савка, серый журавль, журавль-красавка и даже два вида пеликанов.
Есть ли управа на браконьеров?
Озеро Кызылколь считается ключевой орнитологической территорией. Но поскольку тут нет охраны, то процветает массовое браконьерство, кругом валяются гильзы. Ближайший населенный пункт, поселок Кумкент, расположен в 5 километрах. В 30 километрах – Шолаккорган. Около 200 километров отсюда до Шымкента, почти столько же до Тараза.
– Чаще всего браконьеры, рыбаки и охотники, приезжают из Шымкента, – делится наблюдениями краевед. – А озеро охраняется в основном только силами энтузиастов. Как представители организации “Дикая природа”, мы приезжаем сюда, разговариваем с людьми, предупреждаем их, что охотиться здесь нельзя. Мы вывозим отсюда горы мусора, который оставляют после себя браконьеры… Специалисты-орнитологи, в том числе иностранные, в полном восторге от этого места. В близлежащем поселке Кумкент мы подобрали инициативных людей, они согласны за оптимальную плату принимать и размещать у себя туристов. А когда есть туристы, то нет браконьеров! Такой своеобразный механизм, регулирующий охрану природы.
Города под землей
Холм на южном берегу Кызылколя – не что иное, как руины древнего городища Кумкент, которое внесено в реестр археологических памятников. Но археологических раскопок здесь давно никто не ведет.
– Об этом городище упоминал еще в ХIII веке армянский царь Гетум, ехавший мимо него в ставку хана Менгу, – рассказывает южноказахстанский краевед Алексей ГОНЧАРОВ. – В 1901 году один из первых археологов, обследовавших эти края, Колосовский, писал: “Здесь когда-то кипела полная страстей жизнь, а теперь всё сокрушающее время оставило потомству одну неясную груду развалин от прежних человеческих жилищ… Две груды крупного жженого красного кирпича квадратной формы указывают на места воротных башен. А на полуосыпавшемся откосе видна часть фундамента из очень крупного тщательно уложенного булыжника”.
Сейчас следы башен и фундаментов уже почти не видны. И о древнем городе напоминает лишь большое количество осколков битой древней керамики.
Акулы на суше
– Там, где речка Ушбас подмывает один из берегов, в почве мы нашли множество акульих зубов, – рассказывает Светлана Баскакова. – Отправили специалистам на определение. Оказалось, эти морские останки относятся к разным историческим эпохам: к периоду эоцена, это около 40 млн. лет назад, и к более древним временам. Раз здесь обитали акулы, значит, когда-то было дно моря, соединявшегося с Мировым океаном. Теперь это изолированное бессточное озеро на краю пустыни. Только пара речек впадает в него.
– В этом году зима здесь была суровая, – продолжает Светлана, – впервые соленое озеро покрылось льдом, так что, кроме дроздов-рябинников, почти никаких птиц не было видно. Не изучены пока химический состав воды и ее лечебные свойства. В Советском Союзе она использовалась для оздоровления людей, но сейчас научных материалов по этой теме уже не найдешь. Когда санаторий перестал существовать, люди вывозили грязь флягами, сами дома пользовались либо по пакетам раскладывали и продавали. Так что эти природные и археологические чудеса еще ждут своих исследователей. А пока эту природу осваивают браконьеры да стихийные пользователи.