Судя по обнаруженным в захоронении одежде и оружии, исследователи полагают, что это могила представителя знати Кимакского государства, существовавшего в древности на территории нынешнего Прииртышья.
Археологический памятник, включающий в себя цепочку из нескольких курганов, известен с 1950-х годов, однако раскопки в Кенжеколе были возобновлены только в этом году.
По словам директора археолого-этнографического центра Павлодарского пединститута Тимура Смагулова, в последнее время не доходили руки до этих курганов. Но ускорить проведение исследований вынудило наступление цивилизации – в этом году здесь в соответствии с новым генпланом Павлодара будет строиться новый микрорайон.
Кимакский период изучается в Казахстане около пяти десятков лет, в том числе по захоронениям, найденным как в Павлодаре, так и в Восточно-Казахстанской области. Все курганы характеризуются каменными или земляными насыпями. Однако сейчас перед учеными предстали настоящие архитектурные сооружения из сырцового кирпича. Такие конструкции пока мало изучены, ученым известно всего лишь несколько подобных объектов. И потому для экспертов в области археологии средневековых кочевников Кенжеколь представляет большой интерес. До сих пор ученые сомневаются: были ли у кимаков города? Наличие мавзолея из кирпича говорит, что архитектурная кладка имелась. Так что новая находка раскрывает одно из белых пятен в истории – ни больше ни меньше!
Тимур Смагулов полагает, что в могиле покоится знатный человек. Это можно понять по обнаруженным деталям. Во-первых, найдены фрагменты кожаной и шелковой одежды, а также два ремня, украшенных серебряными бляшками. Состояние их, с точки зрения археологов, отличное. Рядом с телом лежали “бронебойные” наконечники стрел, служившие для поражения воинов, защищенных панцирем.
Во-вторых, археологи отыскали останки лошади. Она была уложена рядом с человеком на специальном приступе. Кимаки своих умерших клали головой на восток, а коней поворачивали мордой на запад. Это связано с тем, что у древних народов представление об этой стороне света было как о “стране мрака”, то есть о том месте, куда заходит солнце. В этом случае лошадь смотрела в загробный мир, куда она должна сопровождать хозяина.
Ризабек ИСАБЕКОВ, фото автора, Павлодар