Следствие ведет… контролер - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+2 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Следствие ведет… контролер

Следствие ведет… контролер

Противостояние газовиков и потребителей идет в Астане давно. Сотрудники газоснабжающей организации не доверяют абонентам, абоненты – газоснабженцам.  Но всякий раз победителем в очередной “газовой атаке” оказывается поставщик.

  • 25 Апреля 2014
  • 7422
Фото - Caravan.kz

Неравные силы

У поставщика заведомо выигрышная позиция монополиста, с которой он и диктует правила потребителю. В прошлом году астанинских абонентов “кошмарили” повальными штрафами за отсутствие пломб на газовых счетчиках. Суммы выставлялись немалые: от 25 до 43 тысяч тенге. Размер штрафа “гулял” в сторону увеличения или снижения в зависимости от степени вредности потребителя. Если тот начинал возмущаться, шел к руководству, грозился жалобами, ему “шли навстречу” – ладно, мол, нарушение у вас впервые, заплатите 15, а то и 10 МРП.

Однако самые дотошные стали задаваться вопросом: а кто эту пломбу после сдачи дома или установки счетчика вообще должен был ставить? Где акт об установке пломбы? Еще более въедливые подняли Кодекс по административным правонарушениям, нашли статью, на основании которой взимались штрафы, и с удивлением обнаружили, что в ней идет речь… о повреждении нефтепроводов и их оборудования!

Ну а самые грамотные выяснили, что дела об административных правонарушениях по статье 229 КоАП рассматриваются исключительно судьями специализированных районных и приравненных к ним административных судов. То есть ТОО “Центральное газоснабжение г. Астаны” присвоило себе функцию судов и средства, изъятые в виде штрафов.

На эти проделки после жалоб потребителей обратило внимание антимонопольное ведомство – и практика повальных штрафов прекратилась. Деньги “штрафникам”, однако, никто не вернул.

Сначала заплати – потом разбирайся

Напрасно успокоились потребители. На основании постановления правительства № 1 041 от 10.08.2012 г. началась массовая “бомбежка” требованиями о поверке приборов учета. Поскольку прежде контролеры на сроки проверок (каждые 5 лет) внимания почему-то не обращали, счетчики оказались просроченными у большинства потребителей. На тех, у кого со сроками все в порядке, нашлось положение статьи 56 упомянутого постановления, где сказано: поверка приборов учета производится “также в случае сомнения в правильности их показаний по заявлению одной из заинтересованных сторон”.

Контролер – заинтересованная сторона? Еще какая! Может он сомневаться в правильности показаний счетчика? Всегда!

О недавнем визите такого сомневающегося контролера рассказал “КАРАВАНУ” наш постоянный читатель Виктор Иванович:

– Во время ремонта квартиры решил заменить счетчик на более современный. Пришла контролер и устроила допрос с пристрастием: почему показания такие низкие, на самом ли деле проживаю в квартире один, кто подтвердить это может? И совсем уже интересный вопрос: а почему это я один тут живу? В конце концов старый счетчик у меня сняли, тут же установили новый. Однако заплатить обязали за 3 кубометра газа – объем, который я расходую за полгода. Сумма, в общем-то, небольшая, 2 500 тенге, но сама ситуация вызывает недоумение. На мои претензии контролер уверенно ответила: “Правила у нас такие. Жалуйтесь, куда хотите”.

Другой похожий случай. Более года никто не проживал в одной из квартир по улице Пушкина. Однако когда хозяева решили заменить счетчик во время ремонта, им тоже выписали счет на 2 430 тенге. При нулевых показаниях прибора учета! Захочет хозяин вернуть деньги – пусть съездит и сдаст старый счетчик на поверку. Если прибор исправен, деньги пойдут в счет будущей оплаты.

Сколько таких переплаченных в виде предоплаты денег на счету газовиков?

Неизвестно. Ведь до недавнего времени вообще действовали драконовские правила: при поверке и замене приборов учета с потребителей, с каждого члена семьи, бралась предоплата за три месяца вперед – не по усредненным показаниям счетчика, а по тарифу, то есть более 800 тенге. Представьте: семья из пяти человек разом должна была выложить более 12 тысяч тенге абонентской платы. С условием “потом разберемся”.

Сами мы бедные

Прокомментировать ситуацию мы попросили заместителя директора по работе с абонентами ТОО “Центральное газо-снабжение г. Астаны” Мейрама АХАЕВА.

Сейчас ажиотаж по поверке приборов спал. А предоплату мы брали на основании постановления № 568, которое уже утратило силу. Сейчас берем плату только за потребленный газ. Если есть жалобы по начислениям при замене счетчиков – пусть ко мне подойдут. Скорее всего, это исходит от новых сотрудников, которые не знают технических параметров. Платят потребители при поверке так: за снятие счетчика – 1 200 тенге, 1 300 за установку после поверки с актом о пломбировке, за саму поверку с пенсионеров берут 1 700 тенге, с других абонентов – 2 150.

Мы, конечно, проводим анализ. Контролер смотрит – проживают пять человек, а расхода нет. Может такое быть? Другая проблема: многие жильцы не допускают к приборам учета. Но если дважды контролер не смог снять показания счетчика, мы имеем право переводить абонентов на тариф. Если они предоставят сертификат о поверке, будет произведен перерасчет.

Мейрам Узакпаевич утверждает, что после заявки потребителя прибор учета снимается в течение 3–5 дней, абонент идет в Госстандарт на поверку, сейчас очередь там уже не месяц-полтора, как было, а дней на десять. Установят счетчик назад или заменят на новый тоже в течение нескольких дней.

– Вообще мы – убыточная компания, – жалуется Мейрам Узакпаевич. – Антимонопольный комитет утвердил нам доход чуть более 7 949 тенге с тонны проданного газа – и всё. Очень низкий тариф…

Газ – не про нас

В общем, не из корысти, а от бедности изыскивают газовики способы давления на потребителя. Однако плохо дело у поставщика и газосервиса: “пену” штрафов сняли, поверочный ажиотаж не сегодня-завтра сойдет к нулю, у абонентов начал повышаться иммунитет на действия контролеров. Остается одно: добиваться повышения тарифов. И на это монополисты очень надеются.

Потребители, озлобленные необходимостью возиться с поверкой счетчиков, тратить на это время и деньги, тоже не дремлют: изучают законодательство, строчат жалобы. И уже думают: а можно ли вообще без газа обойтись?