Славянский щедрый стол - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+20 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Славянский щедрый стол

Славянский щедрый стол

Новый наступивший век - век космополитизма. Он стирает границы и расстояния, а в Европе идеология вторичности всех национальных фобий и предрассудков развивается еще со времен Карла V, который сам по себе представлял собой не только императора Священной римской империи германцев, но и "человека мира".

  • 4 Августа 2010
  • 2181
Фото - Caravan.kz

Вечный путешественник, родившийся в Бельгии, ставший волей судьбы испанским королем, ругавшийся со строптивыми князьями в Мюнхене, принимавший почести в Милане и устраивавший грандиозные празднества в Вене, он сам олицетворял идею европейской всеобщности, которая полностью осуществилась сегодня, когда Евросоюз повторил и даже превысил размеры империи Карла. «Я завтракаю в Мадриде, а ужинаю в Праге» — так говорил Карл сам о себе, подчеркивая, что ему чужды любые предрассудки, в том числе — и в отношении кухни.
Кухня оказывает влияние на национальный характер народов и остается тем прибежищем, где, несмотря на всеобщую интеграцию, сохраняются еще консервативные национальные особенности. «Какое питание, такое и воспитание» — говорит шутливая поговорка, но в ней много правды. Моя покойная бабушка выражала это еще проще: «Чем мама кормила — то и вкусно».
Отсутствие любимых и привычных с детства блюд рано или поздно начинает угнетать любого путешественника. Я вспоминаю свой опыт: в экзотической Малайзии мы с жадностью набросились вначале на щедрые плоды моря и земли — креветки, трепанги, экзотические пряные блюда, тропические фрукты. Все это очень нравилось, мы наслаждались новым, необычным вкусом еды. Но вначале второй недели я поймал себя на неприязненной мысли, что вот эта креветка, с ее паучьими ножками, очень напоминает морскую модификацию таракана, и передо мной вдруг возникли видения, в виде тарелки красного, огневого борща, с айсбергом вареного мяса посередине… Да к нему кусочек ароматной ржаной горбушки, натертый чесночком… Да к этой благодати еще стопку ледяной водки… М-м-м! Такого в Малайзии днем с огнем не найдешь, ни в каком ресторане. Тоска по родине выливалась в тоску по еде. Потом, прочитав воспоминания других путешественников, я утешился — не один я такой. Граф Шереметев, современник А.С. Пушкина, живя во Франции около полугода, страшно страдал от отсутствия русской пищи. В своих письмах на родину он жаловался: «Скучно, брат, жить в Париже — черного ржаного хлеба не сыщешь!»
Поэтому когда мне удалось побывать в Польше и Чехии, одним из безусловно положительных моментов стало то, что кухня там очень напоминает нашу, ту, к которой привыкли многие жители постсоветского пространства.
Польские блюда отличаются слегка кисловатым вкусом, и они очень сытные. Она более дорогостоящая, так как поляки едят больше сметаны и сливочного масла, а также мяcа, причем жареное предпочитают вареному.
В Варшаве, в ресторане «Польская традиция» размещенном в старинном отреставрированном особняке, мы отведали изысканные блюда национальной кухни. Уютные интерьеры, антикварная мебель, скатерти, вышитые вручную, — все это создает уникальную атмосферу польского дома довоенной поры. Нам подавали суп- свекольник «ботвинку», «голонка» (гороховое пюре со свиной ногой), «завиясы славянские» — сильно прожаренное мясо с рисом. Все это сопровождалось пивом и вином — по вкусу. Все было очень свежее, вкусное и великолепно приготовлено и сервировано.
Наши гостеприимные хозяева поведали нам, что в этом, как и во многих других ресторанах, строго придерживаются традиций, а некоторые официанты работают здесь по двадцать — тридцать лет!
За насколько дней, что мы пробыли в Польше, мы успели попробовать много блюд традиционной польской кухни. Это и знаменитый «бигос» (кислая капуста с мясом) и пироги с картофелем, сыром и грибами. В Cafe Blikle, находящемся на улице Новы Свят, у Королевского Тракта, мы отведали нежнейшей пряной селедки, суп из белых грибов, гуся с яблоками и тающие во рту картофельные блины с подливкой. На десерт — свежайшие пирожные и пончики с различной начинкой.
Все это можно было бы назвать апофеозом обжорства, но трудно было отказаться от такого удовольствия. К тому же мы успокаивали свою совесть, что нынешнее чревоугодие мы совершаем, в том числе, и с просветительскими целями…
Праздник вкуса продолжился и в Чехии, куда затем попали мы с друзьями. Наш гостеприимный хозяин Ярослав повез нас по старинным улочкам Праги, куда-то на окраину, в особый кабачок, чтобы отведать знаменитую чешскую «свичкову» — говядину в сметанном соусе, с лимоном, взбитыми сливками и брусникой. «Только здесь свичкову готовят по настоящему!» — уверял он. И действительно — мясо просто таяло во рту. Запивалось все это знаменитым чешским пивом, которого в каждом ресторане можно найти не менее двадцати видов.
Если охарактеризовать обычный чешский обед коротко, в двух словах: много мяса. (Как и у нас, в Казахстане!) На закуску подают огромное блюдо с холодными деликатесами: десятки соpтов копченостей, окоpока, зельцы, колбасы — выбираешь по меню, но ведущее место в чешской кухне занимает свинина. На гарнир — непременные кнедлики, в обильной подливке. А вот овощей в чешской кухне, на мой взгляд, явно не хватает.
Затем идет суп из требухи или суп-гуляш, потом основное блюдо — изумительный по вкусу жареный карп или конвертики из свинины, со спаржей, сыром и рубленой ветчиной или еще что-нибудь такое же сытное. Чувствуешь, что больше не сможешь съесть ни кусочка, а тебе вдруг приносят знаменитый десерт — чешские фруктовые клецки! Их готовят с растаявшим маслом или творожным сыром, а внутри вас ожидает истекающий соком свежий фрукт…В общем, тем, кто в Чехии рассчитывает не набрать лишних пару килограммов, следует приложить максимум усилий.
Чешский национальный напиток, несомненно, пиво, некоторые сорта которого известны далеко за пределами страны, в том числе и у нас в Казахстане. Каждый из местных сортов пива обладает своим вкусом, поэтому выбрать лучший — это достаточно большая проблема. Знамениты «Пльзеньский Урквелл», «Плзеньский Праздрой», «Будвар», «Гамбринус», «Старопрамен» или крепкое пиво «Великопоповицки Козел» и многие-многие другие, (всего, как уверяли нас чехи, более трехсот видов) — всех не перечесть. Причем, независимо от места приготовления пива и его технологии, все сорта отличаются каким-то особенно «по-чешски» насыщенным вкусом и ароматом.
На мой взгляд, кухня этих восточноевропейских стран близка нашему не слишком притязательному менталитету: без особых изысков, но просто, вкусно и сытно.