О различных декларациях можно и не говорить, ибо их число стало неприлично большим.
Думается, вопрос объединения рынков России, Беларуси и Казахстана давно напрашивался. Вся история развития торговых отношений вела к тому, чтобы они структурно объединились. Все товарные потоки, за исключением китайских, поступают в нашу страну через границу Беларуси и России. Это в равной степени относится и к импорту, и к экспорту.
Поэтому вся история независимого Казахстана — это отчасти история проблем с трансфером грузов через территории России и Беларуси. Время от времени проблемы приобретали гипертрофический характер, иногда — быстро решались, но всегда были очевидными. Таможенный союз в этом ракурсе — цивилизованная форма уйти от всех проблем, раз и навсегда их решив.
С другой стороны, казахстанский рынок с его 16-миллионным населением был не столь привлекательным для мировых производителей, транспортных компаний, мультинациональных корпораций. Другое дело, объединенный рынок трех стран, который, при всех других привходящих моментах, очень даже интересен.
Таможенные посты — бич торговли
Под данным утверждением, уверен, подпишутся если не все импортеры и экспортеры, то большее их число. Таможенные посты между тремя государствами всегда существовали лишь для того, чтобы затруднять торговлю, и за счет этого снимать со всех участников внешнеэкономических отношений определенную мзду.
Для того, чтобы мзду давали охотнее и без сопротивления, таможенники выдумывали новые правила таможенного оформления. Зачастую они принимались с такой быстротой, что импортер узнавал о них, когда его груз уже прибыл на таможню.
Естественно, импортеру приходилось каким-то образом решать возникшие проблемы, а универсальным средством решения всех проблем на таможне были, есть и будут живые деньги.
Ситуация, как признаются участники внешнеэкономической деятельности, безвыходная. Если идти законным путем, то товар обязательно попадет на склады временного хранения при таможне. А так как хранение в них платное, придется платить большие деньги. Если же товар скоропортящийся, то совсем беда, он может испортиться на складе.
В любом случае у участников внешнеэкономической деятельности есть и другие обязательства перед теми, кто товар ждет. Поэтому и приходилось решать проблемы на таможне с помощью взяток: получалось по принципу «и овцы целы, и волки сыты».
Кроме прочего, граница давно стала своеобразной кормушкой контролирующих органов. Они всеми правдами-неправдами хотели получить доступ на таможню, ибо участие в процессе сулило хорошие прибыли.
Вслед за таможней участник внешнеэкономической деятельности попадал в лапы пограничников. Последние вправе проверить содержание груза и потребовать разгрузить большегрузные автомашины. Есть и другие методы воздействия на экспортеров-импортеров. К примеру, проткнуть длинным металлическим щупом бахчевую продукцию, или указать на небольшую помарочку в сопроводительных документах. Все это делается лишь для того, чтобы и пограничнику дали мзду. Он ее получал, и таким образом вопросы сразу решались.
Фитосанитарная инспекция, СЭС и ветеринарный надзор также могут вымотать любого человека и в какой угодно форме. Там тоже все вопросы решались с помощью денег.
А еще — транспортный контроль, который мог, к примеру, потребовать наличия в автомобиле огнетушителя, медицинской аптечки. Но это лишь дежурные требования. Есть и другие, к примеру, проверка выбросов из выхлопной трубы, их соответствие нормам «Евро-2», а также соответствие автомашин по своим техническим характеристикам. Чем разгребать все требования, легче дать денег.
Таможенный союз должен убрать таможенные посты на пути дрейфа товаров, капитала и рабочей силы. В этом плане он необходим, и сильно упрощает жизнь тех, кто зарабатывает на хлеб экспортом-импортом.
Таможенные тарифы — бич конкурентоспособности
Несмотря на явные преимущества, который Таможенный союз даст казахстанскому бизнесу, есть повод и призадуматься. По ряду товаров пошлины повысят в среднем на 30-35 процентов, будут также применяться усредненные пошлины (когда россияне, беларусы и казахи придут к определенному консенсусу). Есть товарные позиции, по которым ожидается понижение пошлин в среднем на 5-10 процентов.
Но складывается стойкое впечатление, что в Таможенном союзе преобладающей будет слово России. А так как российская экономика производит большой ассортимент товаров народного потребления, Москва сумеет не только сохранить высокие пошлины, но и через Таможенный союз распространить их по всей таможенной зоне.
Рост таможенных пошлин неминуемо приведет к росту издержек казахстанских компаний. К примеру, в среднем на 20 процентов подорожает продукция казахстанских молочников. Почти все крупные казахстанские переработчики молока закупают сырье в соседнем Кыргызстане.
Это автоматически повысит себестоимость единицы продукции, что не может не сказаться на розничных ценах. Если же исходить из нынешней ситуации на потребительском рынке, то цены на казахстанскую и российскую молочную продукцию примерно одинаковые. Рост цен на казахстанскую продукцию может спровоцировать снижение ее конкурентоспособности, и снижение спроса. В конечном счете, потребители предпочтут российские молочные продукты, чья доля на рынке будет расти за счет снижения доли казахстанских производителей.
Нельзя упускать из виду еще одно обстоятельство. Наряду с уже имеющимися российскими производителями, на казахстанский рынок активно зайдут белорусские молочники. Всем понятно, что беларусы умеют перерабатывать молоко и получать довольно качественную продукцию. На том же российском рынке они активно теснят россиян. Так что казахстанские молочники окажутся под перекрестным огнем своих российских и белорусских коллег по цеху. Конкуренция резко уплотнится, и еще не факт, что ее выдержат казахстанские компании.
К примеру, проблемы, которые обещают возникнуть у казахстанских производителей промышленных холодильных камер (комплектующие после внедрения новых таможенных пошлин вырастут в цене в среднем на 20 процентов), могут бумерангом ударить по мясникам и молочникам. И это только очевидные трудности, которые видны невооруженным взглядом.
Если молочники или производители холодильных камер разорятся, то на их место быстро придут россияне или беларусы.
Выиграет ли торговля?
Есть расхожее мнение, что от Таможенного союза выиграет торговля. Но сначала начнется активная борьба за крупные торговые сети.
На этом поле уже засветился казахстанский премьер-министр Карим Масимов, который 17 ноября посоветовал местным операторам подумать о возможности купить торговую сеть в России, отметив, что сейчас для этого благоприятная ситуация, так как ритейлеры находятся в «полудохлом» состоянии. «Давайте поможем кому-нибудь купить одну торговую сеть, они все равно сейчас все в полудохлом состоянии находятся, и целенаправленно свои продукты будем продавать», — приводит слова Масимова РИА Новости.
Причем, по словам премьера, финансировать такого рода сделку готов Банк развития Казахстана. «Но желательно, чтобы это бизнес делал сам — купил какую-то сеть, и тогда у нас потенциальный рынок сбыта появился», — добавил казахстанский премьер.
Российским ритейлерам не очень комфортно на рынке России. Сейчас в Госдуме активно обсуждается законопроект «О торговле». В частности, в начале ноября депутаты ужесточили ограничения на развитие торговых сетей в стране. В законопроект к нынешнему положению о запрете расширения торговой сети, если она достигла доли в 25 процентов на рынке муниципального округа, были добавлены дополнительные ограничения. Так, торговая сеть не сможет расширяться, если превысила долю в 15 процентов на территории с населением 1-3 миллиона человек и 10 процентов — с населением более 3 миллионов человек.
Подобных ограничений нет в казахстанском законодательстве, поэтому российские ритейлеры с удовольствием придут в Казахстан.
На сегодняшний день российская торговая сеть «Вестер» инвестировала в развитие розничной сети супер- и гипермаркетов в Казахстане более 10 млн. долларов. Открыты два супер- и два гипермаркета в Астане, Караганде и Алматы. Примечательно, что основные инвестиции в три из четырех объектов сделаны в период кризиса в 2008-2009 годах.
Но на этом ритейлер не собирается останавливаться. В частности, компания уже утвердила проект освоения рынка ритейла в Казахстане на период 2007-2015 годы, в рамках которого будут открыты не менее 20 объектов с торговыми площадями около 4 тысяч квадратных метров каждый. В результате, будут освоены инвестиции порядка 80 миллионов долларов, то есть в среднем около 14 миллионов долларов в год.
Так что взаимопроникновение ритейлеров идет полным ходом. Выиграет тот, у кого «полный ход» окажется быстрым и коммерчески эффективным.
Продолжение следует