А вызовов за этот год поступило почти 500 тысяч! В каких условиях приходится работать врачам, какие вызовы не принимаются – об этом и многом другом был разговор наших читателей с врачами “Скорой помощи” Алматы.
Как фильтруются звонки
– Говорят, что “скорая” фильтрует вызовы, и если нет угрозы жизни пациенту, то его перенаправляют в поликлинику. В каких все-таки случаях “скорая помощь” выезжает, а в каких – нет?
Заместитель главного врача Валентина КУЛЬМУХАМЕТОВА:
– На протяжении очень многих лет “скорая помощь” использовалась не по назначению. Часто мы выполняли работу поликлиник. Теперь введено разграничение, чем должна заниматься “скорая”, а чем – неотложная медицинская помощь при поликлиниках.
Согласно Кодексу РК “О здоровье народа и системе здравоохранения”, “скорая помощь” оказывает услуги пациентам при возникновении заболевания и состоянии, требующих экстренной медицинской помощи. Постановление правительства от 15 декабря 2009 года также регулирует, чем должна заниматься “скорая”, – оказывать медицинскую помощь по экстренным показаниям, доставлять экстренных больных в больницы, дежурить на массовых мероприятиях. Население должно также знать, что врач “скорой” не обследует больного, он назначает лечение только на первые сутки и дает рекомендации – обратиться к участковому врачу, который должен контролировать его состояние. Порой “скорую” вызывают только для того, чтобы машина довезла до больницы больного с обычным ушибом руки. Но ведь “скорая” – не такси!
Если в часы работы поликлиник поступают не экстренные вызовы, мы их переадресовываем на “неотложки” поликлиник. За 9 месяцев 2010 года в “неотложку” передано 5778 вызовов. А всего к нам поступило более 491 тысячи вызовов!
Заведующая диспетчерской службой Маржан ТАГАЕВА:
– Если у человека просто повысилось давление, такой вызов мы обычно передаем в поликлинику. Но если звонивший говорит, что у него гипертонический криз, который сопровождается рвотой или нарушением сознания, аритмией, “скорая” выезжает немедленно. Мы также не выезжаем для того, чтобы выдать справки либо больничные листы, или провести освидетельствование смерти. Их выдает только поликлиника. Если человек умер ночью, нужно дождаться утра и звонить в поликлинику, где в праздничные и выходные дни тоже дежурят врачи.
Почему убрали анальгин?
– Какие лекарства сегодня имеются в аптечке врача “скорой помощи”? Почему детям с высокой температурой перестали делать уколы?
И.о. заместителя главного врача по медицинской части Алма БАДУАНОВА:
– Перечень лекарств утвержден Министерством здравоохранения, у врача в аптечке есть жаропонижающие, антиаритмические, обезболивающие средства, спазмолитики. Инъекционный анальгин еще с 2005 года исключен из-за серьезных побочных действий. Хотя родители до сих пор требуют поставить ребенку укол анальгина с димедролом. А советы врача они не воспринимают всерьез! Вообще каждая мама должна уметь самостоятельно сбивать температуру. Нужно раздеть ребенка, протереть его тело слабым уксусным раствором (вода со столовым уксусом), чтобы тепло уходило. Популярное народное средство – чай с малиной, помогает в 90 процентах случаев. Таблетки рекомендуются не более 3–4 раз в сутки, на ночь можно использовать свечи. Весь мир сейчас спасается парацетамолом. Нужно лечить основное заболевание, из-за которого повысилась температура.
– При какой температуре к детям приезжает врач?
М.Т.: Все вызовы принимаются для оказания помощи детям до трех лет. Если у ребенка старшего возраста температура – 38,3 и выше, “скорая” приезжает, снижает температуру, если это необходимо, доставляет ребенка в стационар.
В вечернее или ночное время принимаются все вызовы. Информация о детях, которые не нуждаются в госпитализации, передается участковому врачу в поликлинику. Без дальнейшей помощи дети не остаются!
За дежурство – больше десятка вызовов
– Существует ли стандартное время для приезда “скорой помощи” вне зависимости от расстояния? Часто бывает, что “скорая” запаздывает, хотя пробок нет…
В.К.: В экстренных ситуациях, когда ДТП, сердечный приступ, ножевое или огнестрельное ранение, после поступления вызова бригада выезжает в течение 4 минут. На неотложный вызов – в течение 15 минут.
Если вызов поступил в поселок, расположенный, например, рядом с Институтом ядерной физики, а бригада находится на подстанции на пересечении улицы Казыбек би и проспекта Сейфуллина, то, естественно, “скорая” приедет не раньше, чем через 30–40 минут. Всего в Алматы 8 подстанций. В каждом районе города – по одной плюс центральная. Конечно, для Алматы этого мало.
– Сколько в среднем вызовов обслуживает одна бригада?
В.К.: В среднем – 12–13 вызовов за дежурство, в эпидсезон – до 20 вызовов. Пиковое время наступает с 18 до 24 часов, когда поликлиники уже не работают, а на дорогах с 18 до 20 часов – пробки.
– Имеет ли право врач “скорой” ставить пациенту, особенно ребенку, диагноз?
А.Б.: Мы имеем право установить предварительный диагноз, который видит врач на момент осмотра.
Попробуй доберись!
– Что можно предпринять, чтобы в час пик “скорая” могла оказать помощь людям без чудовищных задержек, связанных с пробками?
В.К.: К сожалению, сейчас в час пик доехать до больного своевременно практически невозможно. В Алматы нет специальной полосы на дорогах для проезда спецтранспорта. И это наша беда! Поэтому приходится ухищряться: обычно наши водители сообщают друг другу по рации, где в данное время пробка, чтобы другие бригады избрали иной маршрут.
М.Т.: У нас еще есть проблемы – ночью все подъездные пути к дому заставлены машинами. В новостройках часто нет названий улиц, нумерация домов идет не по порядку. Если “скорую” не встречают, поиски могут затянуться надолго. Самые проблемные районы – микрорайоны “Айгерим”, “Улжан”, “Шанырак”, новостройки в сторону поселка Бесагаш Талгарского района, которые мы тоже обслуживаем.
– Говорят, 80 процентов вызовов алматинской “скорой” приходится на иногороднее население, а страдают горожане, так как не хватает бригад.
В.К.: Мы обслуживаем жителей разных районов Алматинской области – Илийского, Карасайского, Талгарского и др., которые приехали в Алматы. За десять месяцев 2010 года мы получили 2229 вызовов, что всего составляет 0,45 процента от всех вызовов. Но в Алматы много приезжих из других городов, соседних стран и даже дальнего зарубежья. Они не прикреплены к поликлиникам, поэтому обращаются в “скорую помощь”. Они и дают нам такое огромное количество вызовов. Но мы обязаны обслужить каждого!
Родители, будьте адекватны!
– Выезжает ли “скорая” по вызову при переломах рук и ног зимой, в период наибольшего травматизма?
М.Т.: Если у человека перелом ноги или руки и он находится далеко от травмопункта, естественно, “скорая” приедет, окажет первую помощь – мобилизацию конечности, обезболивание. Но если легкая травма (ушибы, гематомы) случилась в дневное время, мы отправляем в поликлинику. Ночью – в зависимости от состояния обратившегося.
– Скажите, каким бытовым травмам дети подвержены больше всего? Какую первую помощь могут оказать родители ребенку, например, при ожоге?
А.Б.: Наши врачи чаще всего выезжают в экстренном порядке на порезы, ушибы, электротравмы, ожоги – особенно кипятком. Для маленького ребенка даже незначительная площадь ожога опасна! До приезда “скорой” родители могут промыть пораженное место проточной холодной водой, наложить сухую повязку. Нельзя смазывать ожог жиром, маслом, тем более – зубной пастой. Жир может оказать токсическое действие. Часто бывают отравления лекарствами.
Обычно диспетчер дает рекомендации – что и как надо сделать до приезда “скорой”. Но не все мамы способны адекватно действовать.
Кадры – большая проблема
– Какова сейчас зарплата у врачей “скорой”?
В.К.: Заработная плата врача, не имеющего стажа работы, – 27 тысяч тенге. У врача со стажем – 32 тысячи. Дополнительно оплачиваются ночные дежурства, работа в праздники. Но и это очень маленькая зарплата.
– Если врач “скорой” будет работать на износ, сколько он может максимально заработать?
В.К.: В среднем в месяц – 60–65 тысяч тенге максимум. После ночных дежурств врачи уходят домой совершенно разбитые, ведь за ночь им приходится выезжать на травмы, роды, инфаркты…
В западных странах самые оплачиваемые специальности – врачи, юристы и учителя. У нас же все наоборот… Это неправильно, когда врач приходит на работу и думает, как ему деньги заработать. Он прежде всего думает о больном. Если посмотреть статистику по СНГ за последние годы, у врачей чаще, чем у представителей других профессий бывают гипертонический криз, острый инфаркт миокарда.
– Как обстоят дела с кадрами?
В.К.: С водителями, фельдшерами все в порядке, а вот врачей не хватает. Молодежь устраивается на “скорую”, но долго не задерживается, ищет более спокойное место. Врачи с солидным стажем преданы своему делу и работают на износ.