Среднестатистический житель российского мегаполиса потратит на празднование Нового года 480 евро. Причем больше половины этих денег (54%) будет израсходовано на подарки, в два раза меньше (26%) пойдет на застольные мероприятия и только пятая часть будет истрачена на развлечения. Таковы результаты исследования потребительской активности населения «Праздничное настроение — 2007», проведенного аудиторской компанией Deloitte (Делойт). Россияне принимают участие в опросе второй год подряд.
«В прошлогоднем исследовании принимали участие только интернет-пользователи Москвы. В этом году для репрезентативностирезультатов «Делойт» расширил выборку исследования, включив в нее 6 российских городов с населением более миллиона человек. Полученные данные позволили составить более точную картину потребительского поведения жителей крупных городов нашей страны. Многие тренды, которые зафиксировало исследование 2006 года, нашли свое продолжение в результатах этого года. Однако не стоит напрямую сравнивать полученные результаты, особенно в части абсолютных показателей и том, что касается осуществления покупок через Интернет,» — рассказала специалист по связям со СМИ компании «Делойт» Ирина Палилова.
Россияне по прежнему остаются одними из самых щедрых дарителей. В процентном отношении больше наших соотечественников на подарки собираются потратить только чехи (60% общей суммы расходов), французы и британцы (56% и 55% соответственно). Кроме того, россияне, в отличие от респондентов из других стран, скорее были готовы пожертвовать богатством праздничного стола, отказавшись от наиболее дорогих продуктов, чем сократить сумму, которую планировалось потратить на презенты. По всей видимости, пословица «Как Новый год встретишь, так его и проведешь» не увязывается в умах сограждан с поеданием черной икры и распитием коллекционного шампанского. Ну а самыми большими чревоугодниками оказались жители Нидерландов, Испании и Кипра, готовые истратить на застолье около 40% праздничного бюджета.
Европейцы считают, что их покупательская способность в этом году понизилась. Россияне же, единственные из участников опроса в Европе, чаще говорили об увеличении своей покупательской способности, чем об уменьшении. В этом мы солидарны с жителями Южной Африки, которые также с оптимизмом смотрят на свои доходы. Cамыми пессимистично настроенными оказались граждане Франции, Германии и Португалии, что, впрочем, не мешает им тратить на подарки весьма значительные суммы.
На этом наши отличия от Европы не заканчиваются. Праздники, которые предпочитают отмечать в России, имеют мало общего с европейскими. В нашей стране население поголовно справляет Новый год (98%), в то время как жители Европы в равной степени чтят как новогоднюю, так и рождественскую ночь (82% и 81% соответственно). Вторым в списке предпочтений россиян стоит Старый Новый год (64%), который не отмечается больше нигде в мире, разве что в государствах бывшего СССР. Примерно такой же популярностью в последние годы пользуется православное Рождество (62%). Зато наши граждане не имеют понятия о Дне Святого Николая, точно также, как европейцы не подозревают о существовании Святок.
И если в России дети ищут игрушки под елкой в Новый год, то европейская ребятня ждет их неделей раньше — на Рождество. 95% подарков в нашей стране предназначено именно к Новому году, в то время как в Европе 70% подарков дарится 25 декабря и только 13% — 31 декабря. Впрочем выбор презентов наследникам — задача весьма непростая. Самые чадолюбивые родители, почти всегда знающие, о чем мечтают их дети, живут в Турции, Португалии, на Кипре и в Южной Африке. Россияне в правильности своего выбора уверены только на 59%. И если в выборе подарков для детей до 12 лет мы следуем европейским тенденциям, предпочитая покупать конструкторы Lego, кукол и игрушечные машинки, то среди презентов для подростков в России (впрочем, как и на Кипре) лидирует мобильный телефон, в то время, как в большинстве других стран — Ipod. Забавно, что в мусульманской Турции основным подарком для маленьких детей была названа кукла Барби, явно не соответствующая образу строгой и неприступной восточной красавицы.
С правильным выбором подарков для взрослых дело обстоит еще хуже. Чаще всего россиянин мечтает получить деньги (которые в 2006 году даже не упоминались!), но дарят чаще всего парфюмерию. Следующим номером в списке предпочтений следуют ювелирные изделия, а в списке того, что дарят — напитки/продукты (их жители других стран даже не упоминают). Ну и наконец, только в третью очередь, мы бы не отказались от парфюмерии, но вместо этого есть большой шанс получить в подарок одежду. У европейцев зачастую желаемое и действительное совпадают: на первом месте значатся книги и одежда.
Зато только российские женщины любят получать и получают дорогие подарки. Среднестатистический европейский мужчина скорее приобретет для своей жены CD или книгу, что вряд ли рискнет сделать рядовой россиянин. Чтобы соответствовать ожиданиям любимой женщины, нашим мужчинам приходится покупать ювелирные украшения, часы, косметику и путешествия.
Явное нежелание россиян пользоваться интернетом для заказа подарков приводит к пробкам на дорогах и толпам в торговых центрах. В то же время 34% европейцев предпочитают сделать заказ заранее и через интернет вместо того, чтобы стоять в очередях. Мы предпочитаем совершать покупки практически в последнюю минуту: сезон начинается в первых числах декабря и заканчивается уже после Нового года.
Так, согласно данным ВЦИОМ, 41% россиян собирается покупать подарки в последний момент, за пару дней до Нового года, причем из года в год таких «покупателей» становится все больше. Жители же Европы начинают подумывать о том, что положат под Рождественскую елку с октября и уже за неделю до Рождества полностью готовы к празднику. Как результат, только 5% соотечественников получают удовольствие от предновогодних покупок, тогда как остальные жалуются на отсутствие в магазинах нужного товара и дикие очереди.
Источник: Turist.ru