Скольких обучим – столько и получим! - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+7 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Скольких обучим – столько и получим!

Скольких обучим – столько и получим!

В 2015 году в Казахстане будет введен механизм “подушевого” финансирования учреждений образования. Сейчас он “обкатывается” в нескольких регионах страны.

  • 9 Марта 2012
  • 3637
Фото - Caravan.kz

Как будет работать этот механизм, мы попросили рассказать директора общественного объединения “Образование и развитие” города Караганды Нину ЕРКАЕВУ.

– Пилотными регионами по этому проекту являются пять областей: Алматинская, Карагандинская, Северо-Казахстанская, города Алматы и Астана. В нашей области в этой работе участвуют школы Караганды и Шахтинска. В 2012 году предстоит апробировать “подушевое” финансирование в 5 областях: Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Мангистауской, Павлодарской и Южно-Казахстанской.

Сейчас на основе международного опыта разрабатываем несколько моделей формул “подушевого” норматива. Очень сложно найти ту оптимальную формулу, по которой будут производиться расчеты. Процесс перехода на новый принцип финансирования должен быть прозрачным и понятным. Сейчас мы хотим выявить все плюсы и минусы, а затем предоставить их на суд обществу.

– В чем конкретно заключается принцип “подушевого” финансирования школы?

– Такая модель бюджетного финансирования обеспечивает реализацию принципа “деньги следуют за учеником”. То есть средства будут выделяться не на школу в целом, как сейчас, а в расчете на каждого ученика. Чем больше будет в школе учеников, тем больше средств получит школа. При переходе в другую школу школьник “забирает” с собой выделенные на его обучение деньги. Кроме прочего, это создаст условия и для развития частного сектора в образовании.

– То есть чем больше учеников в классе, тем выше оплата учителя?

– Да, зарплата учителей будет зависеть от количества учащихся. Если будет утвержден норматив, при котором учащихся должно быть не меньше 25 человек в классе, то при количестве 24 и меньше учитель потеряет в зарплате. И наоборот – если их будет 26 и больше, то учитель получит прибавку. Чисто математически, конечно, учителю будет выгоднее обучать больше детей. Поэтому следует ожидать, что классы начнут уплотнять, чтобы и без того низкая зарплата учителя не стала совсем смешной. К слову, заработная плата педагогов сегодня составляет 60 процентов от средней по стране.

– Не повлияет ли это на качество обучения?

– Каждая школа сама будет определять соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда. Это очень важный момент. Кому сколько и за что добавить и доплатить к должностным окладам, будет решать сам педагогический коллектив. В настоящее время все решения в школах принимаются администрацией, точнее, директором. Однако пока нет четких критериев этой оценки. Да ее и быть не может.

– Не создаст ли новый принцип финансирования трудности при комплектовании школ?

– Естественно, трудности будут. Поскольку бюджет будет складываться из денег, которые “придут” за учеником, то руководство должно быть заинтересованным в максимальной наполняемости. Следовательно, для привлечения учащихся школа должна повышать качество работы. В образовании сформируется здоровая конкурентная среда.

Но нужно учитывать, что ученики 3 процентов школ республики учатся в аварийных зданиях, 35 процентов школ расположено в приспособленных помещениях, 25 процентов школ требуют капитального ремонта, 37 процентов – не имеют центрального водоснабжения, там привозная вода. Каждая пятая школа не имеет столовой и буфета, 26 процентов школ не имеют спортзалов.

– В чем, по-вашему, плюсы и минусы этого механизма?

– Ни для кого не секрет, что чиновники надеются решить эту проблему привычным и удобным для них способом: выделим больше денег, повысим зарплату учителям, отремонтируем школы…

Сегодня затраты на одного обучающегося в Казахстане в среднем образовании составили от 88,3 тысячи тенге в 2007 году до 117,99 тысячи тенге – в 2009-м.

Расходы на одного учащегося в Казахстане меньше, чем средние расходы в таких странах, как Китай, Турция, Россия. Не говоря уже об Америке, Японии, странах Западной Европы.

Уже сейчас понятно, что прежде чем вводить этот механизм, придется провести огромную разъяснительную работу. И еще очень важно будет следить за открытостью для родительской общественности информации по распределению бюджета школ.

Беседовал Николай КРАВЕЦ