Почему? Наши продукты уступают импортным по качеству или у них на пути специально создают препоны?
Статистика неумолима
Любой из нас, пробежав глазами по магазинным полкам, увидит, что не все ладно в нашей молочной отрасли. Статистика это подтверждает.
Но почему так происходит в стране с таким большим аграрным потенциалом?
В прошлом году местные производители выдали на прилавки 132 717 тонн молока за шесть месяцев. В этом году за аналогичный период – уже почти на 15 процентов меньше. Но мы, покупатели, этого не заметили – возникшую прореху сразу же заполнил импортный товар. Доля импорта по молоку выросла примерно в тех же объемах – на 16,3 процента.
Эксперты прогнозируют дальнейшее уменьшение отечественного производства. В советские годы, например, в Казахстане работали крупные заводы, которые выдавали сухое молоко в количествах, которые перекрывали не только потребности Казахстана, но и снабжали союзные республики. Только один завод в Кустанае давал 12 тонн сухого молока в смену! Кокчетавский завод вырабатывал 6 тонн сухого молока в смену. Сейчас эти заводы, по словам экспертов, уже не подлежат восстановлению. Остались лишь мелкие производства, которые просто не выдерживают конкуренции с импортным сухим молоком. Все вместе они вырабатывали в 2008 году лишь 1416 тонн.
Также сложно найти на витринах магазинов отечественный сыр. В первом полугодии этого года было произведено всего
6 457 тонн сыров и творога. При этом творог составляет в этом числе почти 90 процентов. Вот и посчитайте, что остается на сыры. Но за это время в страну завезли 11 305 тонн сыра. Импорт заполонил рынок на 65 процентов!
Последние казахстанские заводы, которые производят сыры, уже задумались о перепрофилировании работы. Стоит ли напрягаться, развивать производство, если дорогу им перекрывает украинская и киргизская продукция?
По словам экспертов, казахстанские сыры не уступают по качеству импортным. Но сыры с Меркенского, Петропавловского и других отечественных заводов не могут пробиться к потребителям…
Заговор супермаркетов?
По словам эксперта Молочного союза Лидии Михеевой, отечественную продукцию ущемляют… крупные супермаркеты.
– Вы посмотрите на витрины крупных магазинов и попробуйте отыскать там, к примеру, наш отечественный сыр. Лежит около 30 наименований сыров, но наших там нет. У предприятий торговли свои выгоды, и нам остается только догадываться, почему они не заинтересованы в отечественной продукции. А супермаркеты – это на сегодня главный путь реализации продуктов, – говорит Лидия Михеева. – Наши же производители могут пробиться со своей продукцией только в маленькие магазины или на рынки.
Эксперты провели в этом году мониторинг рынка молочных продуктов в крупных торговых домах Астаны и выяснили, какие продукты оказались потеснены импортом. Так, выяснилось, что импортный йогурт занимает 76 процентов всех представленных образцов, предлагаемых покупателям, импортная сгущенка – 77 процентов.
Среди 259 образцов плавленых сырков эксперты обнаружили только 32 отечественного производства.
На витрины супермаркетов, по словам экспертов, практически не попадает и свежее молоко. Из-за короткого срока хранения супермаркеты не хотят возиться с таким продуктом, предпочитая молоко, которое может простоять не один месяц…
– Мы не раз писали письма в Министерство индустрии и торговли, чтобы власти обратили внимание на эту проблему, но все безрезультатно. В решении этого вопроса ключевую роль играют местные исполнительные органы, – говорит Лидия Михеева. – Если невозможно договориться с супермаркетами о предоставлении места для отечественной продукции, то необходимо организовать фирменные магазины. Раньше свежую отечественную продукцию продавали с прилавков специально оборудованных машин с холодильными камерами прямо на улице. Но сейчас это запретили: дескать, такие магазины на колесах портят внешний облик города…
В результате мы теряем рынок сбыта, а значит, и производство отечественной продукции сокращается.