Скажи ГМО "нет" - Караван
  • $ 483.23
  • 534.74
+22 °C
Алматы
2024 Год
3 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Скажи  ГМО "нет"

Скажи ГМО "нет"

Референдум об объявлении свободной от ГМО зоной может быть проведен среди населения Азербайджана, считают ее парламентарии. Тем временем, по данным ССП подавляющую часть продукции на азербайджанском рынке составляют трансгенные товары.

  • 2 Августа 2006
  • 1881
Фото - Caravan.kz

«В Азербайджане могут воспользоваться международным опытом и провести среди населения страны референдум об объявлении страны зоной свободной от продукции с генетически модифицированными организмами. Правда, только в том случае, если будет доказано наличие ГМО товаров на отечественных рынках», — с таким заявлением в интервью Эхо выступил председатель постоянной парламентской комиссии по социальной политике, депутат Милли меджлиса (ММ) Хады Раджабли.
Отметим, что согласно мировым тенденциям, решения по вопросам безопасности и благополучия населения принимаются на референдумах.
Как сообщает «Московский комсомолец», свободные от ГМО зоны появились в мире больше трех лет назад. 23 января 2005 года 28 стран Европы подписали «Берлинский манифест» о свободных от ГМО регионах в Европе.
Сегодня в мире 165 таких регионов и 4500 субрегиональных образований (штатов, графств, воеводств, областей, провинций и т.д.). Свободны от ГМО часть провинций Австрии, воеводств Польши, областей Германии, Франции, Италии.
Полностью свободны от ГМО — Греция, бывшая Сербия и Черногория. Многие страны вводят длительные моратории на ГМО на своих территориях или же полностью запрещают их выращивание и применение в продуктах, и особенно, в детском питании.
Примечательно, что критериев того, что означает словосочетание «свобода от трансгенов», пока нет, — законодательство в этой области лишь разрабатывается. Поэтому регионы-участники «программы очищения» решают для себя проблему сами.
Во всех «свободных зонах» запрещено сельскохозяйственное производство и выращивание ГМ — растений в открытом грунте, а также опыты с ними.
Некоторые регионы вводят запрет на импорт трансгенных продуктов и кормов. А за нелегальное выращивание ГМО в ряде стран даже предусмотрено уголовное наказание.
По этой части в Азербайджане уже забили тревогу. Появляются заявления о том, что такие продукты у нас продаются. И если в свое время на это закрывали глаза, теперь этот этап уже пройден — люди начали разбираться, их стало беспокоить не только количество, но и качество покупаемой продукции, — продолжает парламентарий.
Раджабли напоминает, что за наличием ГМО-продукции должны следить соответствующие службы. По его словам, на продукцию с ГМО можно вводить такие же императивные нормы запрета, как и в случае запрета на ввоз и потребление соли без йодирования, «но прежде необходимо доказать сам факт присутствия ГМО на азербайджанских рынках, и только лишь потом действовать».
«Сначала нужно убедиться, что у нас действительно продают такую продукцию, а уже далее проводить референдум, принимать законы, запрещающие трансгенную продукцию в нашей стране и т.д.», — полагает депутат.
Схожего мнения придерживается член постоянной парламентской комиссии по науке и образованию, депутат ММ Лала Аббасова.
«Люди могут и не знать, что это такое — ГМО. Поэтому для этого нужно проводить просветительные работы, экспертизы товаров в специальных лабораториях. А уже потом, после проведения просветительных работ и установления факта наличия ГМО на отечественном рынке, проводить референдум. В конце концов, все это необходимо для здоровья людей, во имя наших будущих поколений», — считает парламентарий.
По данным Союза свободных потребителей (ССП), подавляющую часть продуктов на рынках нашей страны составляют трансгенные товары. Как рассказывает председатель ССП Эюб Гусейнов, 90% продаваемых растительных масел — это ГМО-продукция, «но только этим дело не ограничивается».
«В Азербайджане долгое время выращивались более 10 видов арбузов, однако, за последние 8-10 лет в Азербайджане остался всего лишь один вид арбуза — это 100% ГМО-продукция.
Примерно 90% выращиваемого в Азербайджане картофеля, около 40% кукурузы — тоже ГМО. Я уверен, что наши хозяева птицефабрик кормят цыплят ГМО-продукцией, так как приблизительно 95% соевых в мире — это ГМО, а в составе птичьего корма обязательно присутствует соевая мука и т.д. Сейчас же мы совместно с Международной организацией по грудному питанию занимаемся исследованием продукции детского питания, так как у нас есть серьезные опасения, что в детское питание добавляют соевые ГМО-компоненты», — говорит Э.Гусейнов.
По словам председателя ССП, «известно, что такие семена уничтожают биологическое разнообразие природы. В прошлом году я провел своеобразный эксперимент: с большим трудом нашел старые сорта арбузов, и своими руками посадил их весной, а рядом с ними посадил ГМО-арбуз. Когда же взошли плоды, то оказалось, что старые сорта обратились в абсолютно несъедобные арбузы, то есть новый сорт ГМО-арбуза уничтожил старые сорта, нанеся тем самым вред биологическому разнообразию».
В то же время, Э.Гусейнов подмечает, что на сегодняшний день однозначно не доказана степень вреда ГМО-продукции. «Но даже, если все еще этот вопрос научным образом не исследован, то употреблять ГМО- товары не рекомендуется, так как последствия не известны. В любом случае, доказано, что ГМО продукция уничтожает биоразнообразие других сортов», — указывает глава ССП.
По его словам, в Азербайджане сейчас продукты на предмет наличия ГМО не проходят никакой экспертизы, «хотя в России тестирование различных трансгенных товаров проводится, например экспертиза масел».
«К сожалению, в Азербайджане ни на государственном уровне, ни на уровне министерств, ни на научном уровне этот вопрос не изучается, об этом вообще молчат, особенно ученые, несмотря на то, что в научных кругах Грузии и Армении он поднимается. Проблемой ГМО-продукции занимаются лишь несколько раз неправительственных организаций, в том числе ССП, проводившие различные мероприятия по этой тематике, — замечает Э.Гусейнов. — Четыре года назад Россия приняла соответствующий закон об обязательной маркировке генной продукции, что соответствует одной из составляющей международных прав потребителя — получать информации о товарах и услугах. Потребитель должен знать, какие товары он употребляет, поэтому, как в российском, так и в ряде законодательств стран мира отражено, что производитель должен указывать, какие компоненты ГМО и в каком процентном соотношении есть в продаваемой продукции. Но, к сожалению, в Азербайджане такого закона о ГМО до сих пор нет».
Председатель ССП не мог не затронуть тему референдума об объявлении Азербайджана зоной свободной от ГМО.
На его взгляд, сначала необходимо провести просветительскую работу, чтобы люди в научных кругах узнали, что такое ГМО, «так как на текущий момент всего лишь около 1% знает, что такое вообще трансгенные товары». «Поэтому если сейчас проводить референдум, то люди просто не поймут что это такое.
После проведения же просветительных работ, можно и референдум организовать, но еще лучше не проводить его, спрашивая у простых людей их мнение, а разъяснить в научных кругах, что такое ГМО, а потом ввести запрет.
Или же хотя бы, как и в России, регистрировать на товарах, количество и процентное составляющее ГМО в продаваемой продукции — тогда у людей будет выбор.
В любом случае, говорить о мерах в отношении трансгенных товаров можно будет только после того, как начнет действовать государственная политика по защите прав потребителей.
Тогда и станет возможным обсуждение составных частей этой политики — защиты рынка, защиты от ГМО и прочих опасных продуктов, экспертизы и т.д. А пока говорить об этом слишком рано, так как административным путем решить проблему ГМО-товаров невозможно, ведь в Азербайджане не проводят необходимой экспертизы на наличие и состав ГМО в товарах, нет специалистов, отсутствует оборудование, одним словом абсолютно ничего нет…
Как же можно бороться, если объект неясен?», — задается вопросом Э.Гусейнов.

Р.Керимов, Н.Аллахвердиев