В апреле 2019 года в индустриальной зоне Алматы официальные лица Казахстана и Южной Кореи заложили капсулу в основание будущего завода Hyundai Trans Kazakhstan, дочернего предприятия компании «Астана Моторс». 15 октября 2020 года состоялась церемония запуска производства.
Проект реализован при поддержке министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, комитета по инвестициям министерства иностранных дел Республики Казахстан, акимата города Алматы.
За полтора года на 25 гектарах новой земли возвели здание площадью 34 тысячи квадратных метров с цехами сварки, окраски кузовов, сборки автомобилей, окраски пластиковых деталей и складом компонентов, укомплектовали передовым южнокорейским оборудованием, создали команду. Коллектив завода вырос с 10 до 350 человек, и сегодня поток соискателей работы в Hyundai Trans Kazakhstan не останавливается. С чем связан повышенный интерес казахстанцев к новому предприятию?
По словам Натальи Марченко, менеджера по работе с персоналом Hyundai Trans Kazakhstan, на завод приходят в поисках стабильного заработка, социальной поддержки и новых возможностей, которые открывает компания для специалистов в части повышения квалификации. Для кого-то строить автомобили – мечта. А для предприятия самое ценное – человеческие активы и ресурсы.
— Наталья, какой у вас опыт управления персоналом?
— Я начинала свой путь в сфере HR в компании «Астана Моторс» 13 лет назад, большую часть из них работала в дилерском центре Hyundai. На заводе Hyundai Trans Kazakhstan с октября 2019 года.
Производство – это другие масштабы, задачи, новые для меня профессии, вдвое больше штат сотрудников. И мы продолжаем расти: с выходом на полную мощность на заводе будут работать порядка 700 человек. Мне было интересно и страшно. Я приняла этот вызов и сегодня рада своему решению. У нас сформирован сильный дружный коллектив профессионалов. Впереди много проектов, большой путь развития.
— Что лично вас мотивирует много лет быть членом семьи «Астана Моторс»?
— Мне очень близко то, что транслирует учредитель компании – Нурлан Смагулов как личность, как человек, о том, насколько важно с уважением относиться к коллективу. Он генерирует идеи и вдохновляет, заряжает команду на новые проекты, своим примером показывая, что не надо бояться вызовов и останавливаться. Мы постоянно развиваемся, эволюционируем, каждый день в нашей компании – новые задачи, возможности и направления развития. Это постоянный драйв.
Для меня ценно, что на протяжении многих лет в День автомобилиста Нурлан Смагулов неизменно посещает все автоцентры компании и лично поздравляет лучших работников. К слову, число дилерских центров, а также других объектов «Астана Моторс» растет в разных городах и уже в странах, компания представлена в Узбекистане. А с этого года в нашем календаре профессиональных праздников появилась еще одна важная дата – День машиностроителя.
— Как вам удалось собрать команду завода при дефиците инженерно-технических кадров?
— Благодаря руководителям подразделений, они и для меня сыграли важную роль. На первых порах мне было сложно сориентироваться, учитывая специфику рабочих профессий. Это другие требования к соискателям, термины, формулировки, аббревиатуры. К нам пришли высококлассные специалисты с образованием, с опытом в машиностроении. Мы вместе стали формировать команду. Коллеги оказали мне большую помощь при подборе кадров на начальном этапе. Они проводили разъяснительную работу. И к первому массовому набору я уже понимала, какими знаниями и навыками должен обладать соискатель вакансии и на каком оборудовании он будет работать. Сегодня у нас в коллективе более 80 процентов сотрудников с высшим и среднеспециальным образованием, средний возраст — 33 года.
Соискателей более чем достаточно, но, к сожалению, мало специалистов из отрасли. Казахстан в начале пути развития автомобилестроения. В мировой автомобильной индустрии специалисты получают высокую квалификацию, с которой они востребованы везде. Мы взяли на себя миссию и ответственность сформировать кадровую школу по подготовке профессиональных кадров для страны.
— Как говорят: «Звучит ужасно амбициозно, и это как раз то, чего мы хотели».
— Да, и ещё говорят: «Весьма амбициозно, но мы же не боимся трудностей».
— Какие позиции на заводе популярные, какие сложные, кто приходит к вам в поисках работы или в поисках себя?
— В топ-5 популярных позиций – начальник цеха сборки легковой техники, слесарь линии сборки автомобилей, контролер на линии в отдел качества, комплектовщики и специалисты по логистике. В сентябре мы провели второй активный набор сотрудников в цеха сварки, окраски кузовов и линии сборки автомобилей. Каждый пост ответственный.
Приходят люди разные, одни на конкретную позицию, другие не понимают, кем хотят и могут работать, но понимают, что строить автомобили – это интересно, и работать на предприятии «Астана Моторс» – надёжно, престижно, перспективно.
Нет сегодня уникальных профессий, и нужно искать людей в смежных отраслях. Например, у нас есть инженеры – выпускники академии гражданской авиации, есть профессионалы с большим опытом работы на СТО.
Мы отдаем предпочтение молодому поколению с амбициями, увлеченному, нацеленному на высокий результат. В нашей команде те, кто поставил себе задачу развиваться, повышать квалификацию и стать ценным мастером своего дела.
— Специалист по человеческим ресурсам – это и психолог. С кем вам интереснее работать – с бывалыми профессионалами или с сотрудниками, которые начинают свой трудовой путь?
— Интересно не только с разными поколениями, но с каждым коллегой. Молодые, как губка, впитывают знания и заряжают всех своей энергией, от них мощная отдача, положительные эмоции. Мы воспитываем их и в свою очередь заряжаем корпоративным духом, любовью к компании. А бывалые делятся опытом, с ними интересно поговорить, узнать что-то новое для меня из рабочей профессии, я расширяю кругозор, изучаю техническое оборудование. Кстати, наши специалисты сами выстраивали технические процессы для завода Hyundai Trans Kazakhstan. Компания Hyundai Motor Company из Южной Кореи поставила нам эксклюзивное оборудование, разработанное специально для нового предприятия с учётом наших задач, масштабов, объемов производства.
К нам приходят практиканты из вузов, колледжей, молодые автослесари, механики. Радует семейственность на предприятии. Например, семнадцатилетний сын сотрудницы завода пришел на практику, так он не расставался с формой, которую ему выдали, чуть не спал в ней, так был рад. Интересно, как на наших глазах зарождаются традиции, в том числе спортивные. По выходным наши мужчины играют в футбол. Сейчас ведем переговоры с фитнес-залом.
Мне интересно наблюдать за сотрудничеством, сотворчеством, преемственностью разных поколений. Чтобы повысить эффективность и реализовать наши стратегические планы по развитию производства, мы должны вырастить поколение профессионалов через обучение и систему наставничества.
— А в производстве автомобилей есть место сотворчеству?
— На нашем заводе есть. Например, это программа «Я – новатор». Коллеги стремятся к эффективности, совершенствуют рабочие процессы. И речь не только об администрации, но в первую очередь о техническом персонале. Для нас в приоритете высокое качество автомобилей и время тоже ценно. Важно, чтобы всё работало как часы, завод – это единый организм.
— К слову о часах, где важна каждая деталь механизма. Каков коэффициент стабильности кадров на вашем заводе?
— 98 процентов. Мы обеспечили стабильность своим сотрудникам. Во время карантина, когда часть коллектива работала удалённо, мы продолжали платить всем зарплату и не сократили ни одной штатной единицы, никого не отправили в неоплачиваемый отпуск.
Однажды ко мне подошла сотрудница и радостно сказала: «Я впервые за много лет работы получила зарплату официально на карточку». Коллеги гордятся тем, что работают на новом современном предприятии, где строят автомобили, которые знают во всем мире.
В марте мы уже планировали направить наших специалистов на обучение за рубеж. Курс временно отложили в связи с закрытием границ во время карантина. В наших планах — постоянное повышение квалификации сотрудников, обучение внутри компании и за рубежом, создание собственного учебного центра.
— И молоко по заводским традициям сотрудникам даете?
— И молоко, и бесплатное питание предусмотрены в ближайшее время. Также в штате будет свой высококвалифицированный фельдшер с большим опытом работы. Есть собственное пожарное подразделение.
— Каково вам работать в мужском коллективе?
— У нас 70 процентов — мужчины и 30 процентов – женщины. С мужским коллективом работать легче благодаря их эмоциональной устойчивости, выдержке, решительности и ответственности. Сказал — сделал.
— Какими главными качествами надо обладать, чтобы работать на заводе Hyundai Trans Kazakhstan?
— Образ сотрудника нашего завода – грамотный, честный, трудолюбивый, амбициозный, лояльный, открытый новому. Тот, кто ценит семейственность, традиции, кто станет приверженцем бренда и будет ценить историю компании, а с годами станет передавать свой опыт новому поколению.