Сизифов труд на благо? - Караван
  • $ 490.84
  • 536.88
+17 °C
Алматы
2024 Год
10 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Сизифов труд на благо?

Сизифов труд на благо?

Поутру в прошедшую субботу город скрылся под клубами пыли. Разные люди вышли на улицы, держа в руках грабли, метлы, мешки и прочий сельхозинвентарь. И все бы ничего, если бы большинство из них не работало задаром.

  • 17 Марта 2008
  • 853
Фото - Caravan.kz

В практике коммунистических субботников был какой-никакой смысл. Коли все кругом общественное, все кругом мое, то мне не трудно выйти и все это прибрать, тем более, что от каждого по способностям — каждому по труду. И выходили, и убирали, а еще по осени ездили на картошку и прочий урожай.
Те времена канули в Лету. Пришли товарно-денежные отношения в особо изощренной форме, в народе именуемой «рыночная экономика», но вот о субботниках как-то не забыли. А зря.
Любой труд должен оплачиваться — это аксиома капиталистического общества, неважно в какой стадии развития. Если ты просишь меня забить тебе в стену гвоздь — дай мне 200 тенге, потому что я работал на тебя и твой комфорт. С этим вроде бы согласны все. Однако, наблюдаемая в субботу картина являла собой иллюстрацию к социалистическому строю. Люди, без соответствующей оплаты, выходили на улицы, и в меру сил и способностей, убирали то, что не они нагадили.
Особо радовали студенты, пришедшие в этот день к ВУЗам чуть ли не при полном параде и клубной одежде, на которой очень красиво смотрелись шматки грязи и слои пыли. Энтузиазма в их глазах не было. Школьникам было проще — они дружно гонялись друг за другом в развевающихся зеленых галстках, повязанных по образцу пионерского и абсолютно не внимали надрывным крикам педагогов, которые над ними «надзирали».
Посетив поликлинику, где должны были иметься дежурные врачи, я увидел, как все врачи дружно драят платную поликлинику и прилегающую территорию. Мало того, по территории ходили люди в махровых халатах, явно пациенты, и тоже убирались. Больным физическая активность может и на пользу, но узкого специалиста посетить я так и не смог.
Давно, но не слишком, когда Союз уже распался, а наша страна под всеми парами мчалась в капиталистическое будущее, когда я учился, и нас пытались гонять на субботники, меня всегда мучил вопрос: почему мы? Почему не дворники, садовники, Зеленстрой и иже с ними? Почему не те, кому за это платят деньги? Почему нас должно волновать то, что у города, живущего, в том числе, на наши налоги (в то время — налоги наших родителей, по причине нашего иждивенчества), не хватает ума нанять людей для такого дела?
Все знаем улицу Сейфуллина и рынок услуг, что там квартирует. Не ночной, а дневной — мужики, что ищут работу. Почему не дать им энную сумму денег, и не предложить убрать город? А если сделать это на постоянной основе? Наши почвы не позволят нам никогда быть стерильным городом, улицам требуется поливка и уборка буквально ежедневно, особенно летом. Уборка, а не махание метлой так, что пыль поднимается к девятому этажу. Так почему бы не приспособить под это дело тех, кто официально безработен, и ищет работу?
Почему должны мучаться горожане, которым есть чем заняться кроме бесплатной работы на родной город? Думаете, мы его не любим? Любим, обожаем, но каждый должен делать то, что он делать мастер. Понимаете? Хирург — оперировать людей, студенты — учиться, статисты — подводить итоги, изучать закономерности. А службы благоустройства — благоустраивать город.
Наша главная любовь к городу — внутри нас. Но еще это — налоги, который мы платим. И отношения Город — Горожане вполне укладываются в стандартную схему без привлечения одних к бесплатным работам на благо других.
Тут, знаете ли, или платить всем, кто убирался, или не платить, но тогда платить тем, кто обязан этим заниматься и требовать с них выполнения работ.
А мешки, в которые студенты собрали мусор, и оставили на проезжей части, кстати, до сих пор не убрали, и их начали растаскивать колесами проезжающие машины.
Тогда кому все это было надо?