– По плану все поликлиники Алматы уже должны полностью перейти на безбумажный формат ведения документации, – рассказывает главный врач поликлиники Айгуль ТАЖИЕВА. – Сделать это непросто. Поэтому мы и создали ситуационный центр, в котором компьютеры объединены в общую информационную систему, а системный администратор курирует работу врачей.
На цифровой формат 17-я поликлиника перешла в прошлом году. Сейчас здесь уже не пользуются амбулаторными картами. Но многим медикам нужна поддержка специалистов по информационным технологиям.
– Главное достоинство системы – возможность сводить все данные в единую базу, – продолжает Айгуль Тажиева, – анализировать их, отслеживать текущую ситуацию. Раньше, когда вся информация записывалась в тетрадях и журналах, никто не знал точного количества – кто какие прививки получил, кто какой осмотр прошел, а кто и нет. А сегодня вся информация видна на экранах мониторов. В любой момент мы можем узнать, сколько на каждом участке обслуживается пациентов, сколько вызовов на дом, сколько человек передано из стационаров, на каких участках люди не охвачены теми или иными видами скринингов.
Ежегодно, к примеру, люди должны проходить флюорографию. Сегодня благодаря системе мы точно знаем, сколько человек не прошло этот вид осмотра, а участковые врачи и медсестры отрабатывают ситуацию теперь точечно. Узнают, по каким причинам они не прошли флюороосмотр, звонят, напоминают, приглашают в поликлинику. Ведь ситуация с туберкулезом в нашей стране хотя и улучшается, но пока далека от нормы. Есть лекарство от всякой болезни, если известны ее причины. И я, как руководитель, могу, проанализировав обстоятельства, предпринять свои управленческие действия.
– Понятно, эта информация нужна вашим специалистам, а как она может быть полезна людям?
Айгуль Тажиева. Фото Нэли САДЫКОВОЙ
– Если система экономит время наших сотрудников и дает возможность работать целенаправленно, естественно, это повышает качество оказания медицинской помощи населению, особенно в области ее гарантированного объема. В конечном итоге, разумеется, выигрывают пациенты. Но мы так долго работали в бумажном формате, что теперь врачам нужно время, чтобы перестроиться. Ситуационный центр, выполняющий организационные функции, поможет в этом.
– То есть вы получаете возможность более оптимально распределять нагрузку врачей?
– Да. Можем регулировать работу. Если в одном отделении сегодня перегруз по вызовам на дом, то создаем экстренную бригаду и отправляем ее на подмогу, чтобы все больные были обслужены день в день. Не так, как раньше, когда всё записывалось в журнал, а что-то могло остаться вне поля зрения из-за большого потока пациентов.
– Ну да, закрыл страничку и не видишь ни общей картины, ни конкретного пациента.
– А сейчас из системы ничего не сотрешь, страничку не закроешь. Если вызов поступил, он будет висеть там на всеобщем обозрении, пока врач не сходит и не обслужит этого пациента. Чтобы закрыть вызов в системе, нужно поработать с пациентом, сделать медицинскую запись об этом, занести его лабораторные данные. Получается самый пристальный контроль за качеством оказания медицинской помощи. Почему в государственных поликлиниках катастрофически не хватает докторов, рассказал министр Биртанов
– Нельзя переоценить и обучающую функцию системы, – говорит Айгуль Есентаевна. – Пока у нас не так много сотрудников, которые свободно могут работать с информационными системами. Порой мы слышим нарекания со стороны пациентов, что кто-то из врачей долго не может сориентироваться в программе. Поэтому и оборудовали для них десять рабочих мест с компьютерами. После окончания приема и всех вызовов каждый из них может прийти в ситуационный центр и занести свои данные. Здесь дежурят сотрудники, которые постоянно будут обучать и подсказывать, если возникнут затруднения.
17-я поликлиника Алматы рассчитана на обслуживание 50 тысяч человек. Но поскольку в этой густонаселенной части Бостандыкского района больше нет других организаций ПМСП (первичная медико-санитарная помощь), реально к ней прикреплено около 80 тысяч. Чтобы успеть обслужить всех, медики работают в две смены.
– Раньше мне часто приходилось слышать от врачей, – говорит руководитель учреждения, – что они не знают, в какой кабинет зайти после смены, чтобы своевременно занести полученные данные. Теперь, пожалуйста, есть этот ситуационный центр, и уже не будет отговорок: мол, не внес информацию, потому что не было компьютера. Чтобы спрашивать с сотрудников, я должна предоставить им условия.
Здесь помимо десяти компьютеров на стене закреплены еще четыре больших экрана. На них можно посмотреть любую информацию, имеющуюся в системе.
Допустим, на один экран я могу вывести данные о прививках, на другой – вызовы, на третий и четвертый – то, что актуально на данный момент. Сейчас идут прививки против кори. Мы можем увидеть: сколько человек их получили, сколько – нет, скольких еще необходимо обеспечить.
– Что за красивые мониторы у вас?
– Это моноблоки, где совмещены монитор и компьютер. Поликлиника закупила их на собственные внебюджетные средства, мы заработали их самостоятельно в своем платном отделении и пустили на улучшение инфраструктуры клиники и для удобства наших сотрудников.
– Владеть цифровыми технологиями обязаны только врачи? Доктор Комаровский рассказал, как надо реагировать на врачебные ошибки в Казахстане
– И медсестры тоже. Это входит в их функциональные обязанности. Сейчас по новым положениям врачи делегируют им часть своих полномочий.
Медсестры могут выписывать лекарственные препараты, выдавать рецепты, направления на анализы, на УЗИ и к узким специалистам.
Пациенту необязательно для таких процедур дожидаться приема именно врача.
В 2016 году городская поликлиника № 17 была признана лучшей организацией первичной медико-санитарной помощи в Республике Казахстан. Здесь работает электронная регистратура, есть справочники, информационные боксы, терминалы со всеми данными по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
Алматы