Дружинники, а вернее, по большей части — дружинницы, несчастные тетки с продуктовыми авоськами, отбывающие два часа публичного позора на вечерней улице… Красные повязки…
До того все это было не нужно и фальшиво, что и сейчас хочется поморщиться как от легкой зубной боли. По мысли идеологов, данные рейды должны были выглядеть, как движение из глубин народных масс, не желающих мириться с отдельными случаями хулиганства и аморального поведения. На самом деле, конечно, это была профанация чистой воды — такая же, как соцсоревнование и пятилетка в три года.
Где сегодня проводятся рейды? Адреса, конечно, изменились. Подвалы и люки теплотрасс — с целью отлова беспризорных. Дискотеки — дабы засечь торговлю наркотой. И так далее, в основном — с криминальным оттенком. Ведь изменились и наши нравы, и в рейдах участвуют, как правило, полицейские. Но вот новость — к ним примкнули партийцы! А также работники акимата, которые вместе с сотрудниками правоохранительных органов и членами «Нур Отана» вышли в ночной дозор по магазинам и клубам Алматы. Проверяла дружина: слушаются ли граждане родного правительства, не курят ли часом в общественных местах, не продают ли сигареты несовершеннолетним. Естественно, обнаружили массу вопиющих нарушений.
Если человек хочет выпить или покурить, он найдет способ. Всегда. Вспоминаются кадры из фильма «В джазе только девушки»: нелегальные крепкие напитки перевозились бутлегерами в гробах, а в подвале похоронного бюро вовсю шел ночной кутеж, не видимый и не слышимый снаружи. Пропуском в заветную дверь была траурная повязка на рукаве, виски подавали в кофейных чашках.
С великой жаждой не мог справиться ни один сухой закон в истории человечества. К тому же, принцип запретного плода срабатывал в таких случаях особенно мощно. И это, заметим, в странах, где общество безоговорочно верило в силу закона, то есть запрет падал на подготовленную в принципе и законопослушную почву. У нас таковой нет, поскольку нет привычки верить в то, что законы работают.
Как только она появится, необходимость в рейдах отпадет сама собой.