Силам Обороны - Салют! - 2 - Караван
  • $ 479.71
  • 533.77
+10 °C
Алматы
2024 Год
25 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Силам Обороны - Салют! - 2

Силам Обороны - Салют! - 2

Начало см.здесь.

  • 27 Июля 2007
  • 1595
Фото - Caravan.kz

Промелькнувшее недавно сообщение в зарубежном СМИ о том, что (якобы) военное ведомство США специально заказало — для РК вертолет «Хью-Кобра» (один, может, два), на европейском заводе (непонятно, — что это такое — подарок, или бартерный товар, предположительно — в обмен на что-то, или просто — газетная «утка»?), осталось в памяти у многих читателей, особенно тех, кто прослужил в ВВС.
Очень важный аспект: в истории войны во Вьетнаме есть моменты, на какие следовало бы обратить внимание всем тем специалистам, кто занят (в той или иной степени и сфере) проблемами отечественной обороны.
Та война — как учебник для стратегов, — военная наука ведь тоже требует серьезного изучения.
Во Вьетнаме погибли тысячи молодых летчиков. Почему?
По причине слабой военной подготовки. Из-за низкого уровня, — малого «налета часов» — катастрофы неизбежны. Таков закон авиации.
Будучи Министром обороны РФ, С. Иванов дюже хвалил вертолеты «Ансат» Казанского вертолетного завода.
А чуть позже стало известно, что в РК, вероятно, будут поступать эти самые «Ансаты». Что это за «добро»?
Конечно, Казахстану нужна новая техника, современная, отвечающая самым высоким техническим требованиям, способная летать надежно, безупречно, — всем нужен качественный товар.
Силы Воздушной Обороны РК должны быть оснащены самым достойным образом. Но нужны ли нам американские «Кобры» и т.д. В действительности отвечает ли эта техника требованиям наших географических широт, а главное — высот?
Сможет ли эта машина безопасно висеть высоко (с нашими высотами над уровнем моря), — это интересует всех, об этом спорят, представьте себе, даже продвинутые, начитанные школьники.
Что кажется странным: еще никто из военных авиаторов даже не заикнулся о важной перспективе военной (и гражданской авиации), — создании летного училища вертолетчиков, для чего понадобится закупать учебные машины, вертолеты и малого, и среднего, и тяжелого классов.
Несерьезно выглядит, что в такой огромной стране, где горы и пустыни, леса и равнины, где очень важна роль авиации, почему-то только одно летное училище, и то — в основном, с устаревающим техническим оборудованием советских времен.
Так, может, «Ансат» пригодится и для курсантов еще не созданного училища?
Ведь сегодня назревает вопрос о дефиците летных кадров.
Только несведущие, некомпетентные люди не понимают серьезности положения.
Действующие летчики постепенно уходят: кто на пенсию, кто — из жизни. Пока в строю или рядом с ним те, кто обладает колоссальным опытом и готов учить молодежь. Но где учить, на чем летать, кто будет все это организовывать, когда, и — с кем?
Депутаты пока об этом не задумывались, не ставили вопрос, не голосовали. А зря! Очень важно, что учить летать должны именно профессиональные летчики, с громадным налетом часов, и военные, и гражданские асы. Асы в РК пока есть!
Что это такое — «Хью-Кобра»?
Впрочем, многие любители боевиков практически в каждом фильме о войне во Вьетнаме могли видеть этот знаменитый ударный вертолет США «Хью-Кобра» («AH-1» — «Huey Cobra»).
Итак, данные — о вертолетах, например, страны Пакистан: «Основу армейской авиации Пакистана составляют боевые вертолеты «AH-1» («Кобра»), однако, десантно-транспортные задачи выполняют закупленные у России вертолеты «Ми-8», «Ми-17».
Почему автор выбрала для сравнения именно Пакистан, надеюсь, понятно, — это высокогорная страна, как и Казахстан. Горы — это особый, разряженный воздух, другое атмосферное давление.
Увы, не каждый авиационный двигатель способен работать в столь опасных условиях. Возможно, в равнинной части «AH-1» способен летать безопасно, возможно, он именно там (и только там) и надежен.
Так или иначе, но генералы Пакистана давно покупают именно дорогие «Ми-8», «Ми-17», видимо, на то есть причины. Ведь не случайно же, в переводе с местных языков, некоторые вершины (причем — во всем мире) так и называются: «Дом Бога», «Крыша Бога», «Врата в небо», и т.п.
Только несведущий не понимает существенной разницы между небом и землей.
И, если нашим славным, вооруженным силам РК планируют сделать от НАТО «подарок», то мы просто обязаны знать, чтобы хотя бы оценить правильно, по достоинству, что это за «сюрприз», и как он себя зарекомендовал за рубежом.
И не тот ли это случай, когда старенькое платьишко, но — с новыми пуговками дарят младшенькой сестренке.
Страницы истории «Кобры»
«AH-1» — «Huey Cobra» — ударный вертолет. Разработчик — «Bell Helicopter» (США). Этот вертолет стоит давно на вооружении у государств: США, Япония, Турция, Иран, Бахрейн, Иордания, Пакистан, Корея, Тайвань, Таиланд.
«Хью-Кобра» известен уже более 40 лет, это — первый в мире вертолет, созданный специально для огневой поддержки сухопутных войск и эскортирования транспортных вертолетов.
Инженеры фирмы «Белл» давно уже работали над конструированием вооруженного вертолета. Еще в 1950-х годах на вертолет «ОН-13» (это военная модификация вертолета «Белл-47») была установлена «базука».
Планировалось в ходе огневых испытаний произвести три выстрела по наземной цели. Первый же выстрел удачно поразил мишень. Военным была продемонстрирована способность вертолета бороться с живой силой и техникой противника на поле боя.
Однако, по разным причинам испытания далее не были продолжены. Но вертолет «OH-13» широко применялся во время войны в Корее в целях спасения сбитых летчиков, за что и получил свое прозвище «Ангел спасения (милосердия)».
Столь эффективное использование вертолетов в Корее породило настоящий ажиотаж. Вертолеты стали цениться.
Количество закупаемых вертолетов (заказов) с этого момента резко возросло, — для транспортировки солдат и грузов, для поисково-спасательных операций и эвакуации раненых (терпящих бедствие).
Модель «OH -13» оказалась удачной, пройдя «боевое крещение» в Корее, и конструкторы, опираясь на надежную «модель 47», на фирме «Белл» разработали вертолет «UH -1», — знаменитый «Хью», которому было суждено стать «отцом» первого вертолета-штурмовика.
Итак, 7 сентября 1965 года компания «Белл» осуществила первый полет первого в мире «опытного» специализированного боевого вертолета «модель 209», что был разработан на основе многоцелевого вертолета «Белл 204».
«Модель 209» имела сильно зауженный фюзеляж, крыло и новый тип кабины — с тандемным расположением членов экипажа.
В 1966 г. исходный вариант боевого вертолета «AH-1G» — «Хью-Кобра» был запущен в производство.
За первые четыре года фирма «Белл» поставила свыше 1000 вертолетов. Это был грандиозный успех! «AH-1G» использовались в войне во Вьетнаме. Тогда «Кобру» с нетерпением ждали американские военные, столкнувшиеся с отчаянным сопротивлением вьетнамских аборигенов.
Командующий американскими войсками в Юго-Восточной Азии генерал Уэстморленд торопил прибытие первых боевых вертолетов в действующую армию. Экспериментальное подразделение под командованием полковника Пола Андерсона было переброшено военно-транспортными самолетами «С-123» во Вьетнам на авиабазу Бьен Хоа неподалеку от Сайгона в августе 1967 года (то есть ровно через 2 года после первого полета вертолета).
В исторических справочниках США можно найти черно-белые снимки. Впервые «Кобра» поднялась в небо Вьетнама 31 августа 1967 года. Генерал-майор Джордж Сенефф, командир 1-й бригады армейской авиации, лично облетал вертолет в «боевых условиях», совершив полет в качестве «стрелка», спустя несколько дней после прибытия «Кобр» в гущу военных событий.
Таким образом, генерал Сенефф лично сам уничтожил сампан с четырьмя вьетнамцами. Первый же официальный боевой вылет состоялся 8 октября, — тогда две «Хью Кобры» строевого подразделения, первым получившего на вооружение боевые вертолеты — плутонга 334-й авиационной роты, сопровождали 10 вертолетов «UH-1» из 118 авиационной роты с десантом.
«Плейбои» атакуют — и гибнут!
По старой традиции американских летчиков этот самый плутонг также получил собственное прозвище — «Плейбой», и фюзеляжи «Кобр» по этой причине были разрисованы белыми кроликами (символ журнала).
Невинные же только с виду «Плейбои-кролики» уже за первую неделю боевых действий уничтожили 4 (четыре) вьетконговских бункера и потопили 14 сампанов. Однако, настоящее признание пришло к «Кобрам» в период новогоднего наступления отрядов Вьет-Конга на американские авиабазы в 1968 году. Ведь тогда ВПП (взлетно-посадочные полосы) были выведены из строя, и самолеты США взлетать не могли, в то время, как вертолетам было вполне достаточно и небольших площадок.
«Кобры» совершали по нескольку боевых вылетов за сутки, заходя в атаку над головами обороняющихся «джи-ай». Вот тогда и появился термин «воздушная артиллерия», в дальнейшем по отношению к вертолетам «AH-1G» он применялся все чаще.
В это же самое время в США на авиабазе Хантер была сформирована учебно-тренировочная часть, где также дислоцировались 29 боевых вертолетов.
Надо сказать, что эти курсанты тогда отправлялись воевать во Вьетнам, имея слабый налет часов, чаще — всего-то 19 часов.
В декабре 1967 года выпуск достиг 50 человек в месяц, так как война на Юго-Востоке Азии (Вьетнаме) требовала все больше и больше военных «специалистов», летчиков и стрелков, причем — срочно!
Надо сказать, что, даже имея и более солидный налет часов, молодые летчики еще просто не успевали обвыкнуться с «Коброй», новая машина требовала к себе серьезного внимания, кроме того, нужно было и «постичь» некоторые секреты боевого искусства, и — тонкости боевого применения.
Поэтому, увы, многим юным американским летчикам попросту была уготована роль пушечного мяса.
Итак, по данным военных историков, ЗА те 11 ЛЕТ ВОЙНЫ ВО ВЬЕТНАМЕ (в Юго-Восточной Азии) ПОГИБЛИ 2190 ПИЛОТОВ ВЕРТОЛЕТОВ, то есть, фактически, — каждый 10-й летчик не вернулся домой (вообще, по официальным данным, США ввели во Вьетнам 385 000 американских солдат, за 8 лет войны, с с 1965 года — по 1973 год, потери американцев составили 60 000 человек, более значительные потери армии коммунистического Вьетнама — 1,1 млн. человек убитыми, около 600 000 ранеными).
К этой «вьетнамской главе» истории в США сегодня относятся все по-разному, кто-то даже считает, что они с честью защищали свободу (!), выполняли (даже) так называемый интернациональный долг (!).
Все чаще слышно, как в США заботятся о своих солдатах, но, простите, о какой заботе речь, если совсем еще молодые, здоровые ребята, имея всего-то 19 часов налета, шли в бой, почти как «сталинские желторотые» «соколята» в 1941 году, и — мало кому повезло!
Так, например, по архивным данным российских военных историков, маршал авиации Ефимов в свое время пришел в боевую часть осенью 1942 (даже не 1941) совсем юным лейтенантом, имея после летного училища всего-то 10 (десять часов) налета (!) на «Ил-2».
Вообще-то следует сказать, что американская летная школа имеет хороший уровень, просто тогда, возможно, делами «заправлял» не особенно компетентный человек, а может, и не летчик вообще (такое иногда случается). Или ситуация требовала срочного пополнения летающих бойцов.
Может, рассчитывали очень быстро (и без потерь) победить, и поскорее закончить эту (ту) историю. Теперь это останется тайной и для большинства самих американцев.
Таким образом, во Вьетнаме было сбито очень много «Плейбоев-кроликов»! Автор акцентирует внимание читателей на том, что приводит к банальным авиационным катастрофам, и это равно актуально и в ГА, и в ВВС.
Мода на модернизацию
Модификация же модели — «AH-1J» — «Си Кобра» стала первым вертолетом в семействе «AH -1» с двумя двигателями ГТД. А далее, — вариант «AH-1Q», вооруженный ракетами «Тоу», рассматривался уже как промежуточный противотанковый вертолет.
Первым серийным противотанковым вертолетом стал » AH-1S», с двумя двигателями ГДТ, ракетами «Тоу», и целым рядом других доработок.
Позднее значительное количество вертолетов «AH-1Q» было переоборудовано в вариант «AH-1S», а затем на их базе был создан уже вертолет «AH-1S», отличавшийся кабиной с плоскими панелями остекления (новинка), другими изменениями в конструкции.
Позднее, в 1977 году, было решено все вертолеты «Хью-Кобра», остававшиеся еще на вооружении американских вооруженных сил, постепенно модернизировать до единого варианта «AH-1F».
Получившая же лицензию на производство вертолетов «AH-1S» для сил самообороны Японии известная фирма «Фуджи» стала выпускать их в варианте «AH-1F». Морская пехота США постепенно переходила с вертолета «AH-1J» «Си Кобра» — на вариант «AH-1T», вооруженный ПТУР «Тоу».
А в 2001 году основным вертолетом морпехов стал «AH-1W» — «Супер-Кобра», оснащенный куда более эффективными ПТУР «Хеллфайр».
Однако более свежие варианты — по модернизации вертолетов «AH-1W» — в вариант «AH-1Z», — установка четырехлопастных несущих винтов, новых ГДТ, применение новых систем, что должно позволить продлить срок службы вертолетов и в XXI веке.
Судя по фильмам, в которых эти вертолеты «снимались», грохот от рева их двигателей не вписывается в экологические стандарты, — устрашающие звуки, которые, в принципе, способны оказывать даже психологическое давление на противника (условного или настоящего).
Записи звуков работающей «Кобры» — будут хороши для специального «отпугивания» воробьев с полей подсолнуха. В народном хозяйстве может сгодиться и такая «гремучая мелочь» — звук, при умном подходе.
Мнение двух полковников
Автор знакома с двумя полковниками, летавшими на «Хью-Кобрах», — во время «демонстрационных показательных рекламных акций», в недавнем прошлом. Ни один из летчиков не изъявил желание быть упомянутым в материале, но оба были единого мнения о том, что «Ми-8» — самая лучшая вещь своего класса, — по той простой причине, что ничего лучше, чем машина «Ми-8», и его дальнейшие модификации («Ми-17» и т.д.) — пока не создано в мире!
Элементарный «АНСАТ» — из Казани
История вертолета «Ансат» уже насчитывает немало лет. В далеком 1993 году на Казанском вертолетном заводе было создано конструкторское бюро, целью которого было — разработка многоцелевого вертолета «АНСАТ», что в переводе с татарского «простой», «элементарный», «несложный».
Незадолго до этого целый список авиакомпаний был опрошен для определения требований к таким вертолетам. Обзор показал, что необходимы, будут востребованы — вертолеты с максимальным взлетным весом 3 тонны. Было принято решение начать разработку вертолета с максимальным взлетным весом 3,3 тонны, который бы отвечал авиационным требованиям ФАР-29.
В феврале 1997 года ОАО Казанский вертолетный завод получил право — официальный сертификат от Авиационного регистра МАК, позволяющий производить разработку таких вертолетов.
Однако работы в этом направлении начались уже в 1994 году. Как известно, новый вертолет оснащен двумя двигателями производства Канада (а канадские двигатели очень ценятся) — «Prite & Witney Canada», остальные комплектующие производятся в Казани.
Максимальная взлетная масса вертолета — 3,3 тонны, максимальная скорость — 280 км/час, крейсерская скорость — 250 км/час, максимальная продолжительность полета — 3,3 часа.
Взлетная мощность двух двигателей — по 630 л.с. (лошадиных сил) на каждый, что и позволяет работать с практическим потолком до 6000 (!) метров, а также с максимальной дальностью 635 километров.
О ценах (уже давно) было заявлено следующее: зарубежным заказчикам вертолет «Ансат» будет предлагаться по цене 1,7 млн.-1,8 млн. долларов, российским — 1,5 млн. долларов, что примерно в два раза ниже, чем аналогичные западные машины. Длина кабины — 3,5 метров, ширина — 1,68 метров, высота — 1,3 метра, вместимость 9 + 1 член экипажа.
Транспортно-пассажирская модификация вертолета «Ансат» предназначена для выполнения широкого круга задач:
— перевозка грузов и пассажиров, в том числе в отдаленные, труднодоступные населенные пункты;
— использование в качестве воздушного такси в городе (!) и между населенными пунктами;
— доставка вахтенных рабочих на морские буровые установки и т.д.;
— использование вертолета для корпоративных перевозок и авиации общего назначения.

В транспортно-пассажирском варианте «Ансат» способен перевозить до 10 пассажиров или груза 1000 кг — в кабине, 1200 кг — на внешней подвеске. Надо сказать, что «Ансат» располагает самой вместительной кабиной в своем классе грузопассажирской кабиной — 6,7 м3.
Кроме того, в соответствии с нормами современных требований по авиационной безопасности все пассажиры в кабине размещаются лицом вперед.
«Ансат» в поисково-спасательном варианте обеспечивает оперативную, своевременную доставку специалистов спецслужб и оборудования к месту ЧС (чрезвычайных происшествий) и аварий для оказания экстренной помощи, для эвакуации раненых и пострадавших, а также осуществляет срочную доставку медикаментов (и т.д.), срочную транспортировку спецподразделений МЧС.
Что рационально: «Ансат» может быть оборудован как машина скорой помощи. Однако, учитывая то обстоятельство, что военная техника может и не иметь специального сертификата, но после долгих испытаний допускаться к эксплуатации в Армии, а гражданская техника (в том числе авиационная) все же должна быть сертифицирована, хочется надеяться, что вертолет «Ансат» имеет необходимый сертификат.
С другой стороны, нам пока неизвестно ничего о том, где и кем в России «Ансат» уже эксплуатируется, — в качестве «облетываемого» воздушного судна. В любом случае, как и принято вообще в авиации, вертолеты и самолеты не сразу, а постепенно «доводятся до ума», мелочь за мелочью, деталь за деталью. Техника совершенствуется в совместном творческом труде конструкторов и летчиков-испытателей.
Сразу «первым блином» ни одна вещь идеальной не получается. Автор не случайно провела аналитический экскурс по страницам истории «Хью-Кобры», которая не сразу, а постепенно доводилась до определенного уровня совершенства, хотя даже сегодня идеальной эту машину никак не назовешь. Варианты самого популярного в мире вертолета «Ми-8» также «шлифовались» и совершенствовались, постепенно модернизировались.
В принципе, будь в Казахстане отличный летно-испытательный центр, какой, например, есть в Ахтубе, в России, казахстанские авиаторы могли бы закупить опытные образцы «Ансат» и «доводить» их до высшей степени качества, на что также понадобилось бы и время, и деньги. Наверное, тогда это был бы уже (предположительно) вариант «Ансат-8». Но летного центра такого уровня у нас нет, поэтому «Ансат», по-видимому, будут все же «облетывать» и «дорабатывать» в РФ.
Что, с учетом географических особенностей наших громадных гор, следовало бы делать и в условиях высокогорья, — прежде, чем организовывать большой «закуп» техники для РК.
Впрочем, ошибка может произойти в любом случае, хотя бы потому, что, по мнению известного мыслителя, «не ошибается тот, кто ничего не делает».
Но хотелось бы верить, что вертолет «Ансат» будет полезной и ценной техникой, в том числе — (в дальнейшем) и для обучения неопытных, юных курсантов в РК.

Фото с сайта http://www.rusarmy.com