По словам ученого бахвальство пошло нам на пользу. Желание похвастаться привело к тому, что в нашем только зарождающемся государстве появились математики и архитекторы с очень высоким уровнем образования. И если бы не «понты», то мы, быть может, и не узнали Аль-Бируни, Аль-Фараби и Омара Хайяма. В вопросе разобралась корреспондент медиапортала Сaravan.kz.
Начнем с того, что где-то в VII веке на огромной территории по правому берегу Амурдарьи (Джейхуны) существовал регион Мавераннахр. Там находились важнейшие города исламского мира того периода с высокой культурой и цивилизацией, такие как Самарканд, Бухара, Шаш, Нахшаб, Кармана, Фергана, Худжанд, Кеш и другие. Южные регионы современного Казахстана тоже входили в состав Мавераннахра, но являлись больше его окраиной. В XIV веке контроль над этой территорией перешел к империи Тимуридов (династии Хромого Тимура).
По мнению ученого, исламские мечети того времени украшали такими геометрическими орнаментами, что современные математики «нервно курят в сторонке». Повторить такое порой не может даже искусственный интеллект. В основном это звезды и какие-то сложные сопряжения между ними, заплетения. На фарси такой рисунок называется гирих — узел. Никаких растительных украшений на территории Мавераннахра изначально не было, они появились намного позже. Да, собственно, и геометрических орнаментов до 900 года не было. Первая датированная постройка с характерным рисунком – это мавзолей Араб-Ата, который находится в Тиме (между Самаркандом и Бухарой).
Древнейшим памятником с геометрическими элементами является пятничная мечеть в Исфахане 1089 года постройки.
Так вот над входом в эту мечеть есть тимпан, сложенный из шестиконечных звезд, шестиугольников, треугольников. Если вы начнете себя спрашивать, как это построить, то задача будет для вас запредельная. По словам Андрея Щетникова, этот тип орнамента не мог быть только плодом воображения, он требует исключительных математических знаний. Вы, наверное, удивитесь, но автором этого орнамента был Омар Хайям. Кстати, в это же время ученый и философ Аль-Фараби написал книгу о математических знаниях, которая стала очень полезной ремесленникам.
Чем дальше, тем больше математики. На здании минарета Масуда III в Газни (Афганистан), построенном в 1110 году, можно увидеть семиконечные звезды.
И в целом картина представляет собой многослойную систему из геометрических фигур. Сложнейший рисунок можно увидеть в пятничной мечети в Герате 1200 года постройки.
«Мы не знаем, кто конкретно придумал первые орнаменты, но эти люди были очень образованными. И это не просто искусство счета, а знания геометрии, идущей от Евклида и Архимеда, арифметики — от Птолемея. Они умели не только начертить, но и составить смету. Это были придворные того же круга или класса, к которому относились врачи и астрономы. То есть это не просто мастерство на уровне «сделать руками». Это все требует большой образованности», — восторгается математик.
По словам Андрея Щетникова, все эти хитрые рисунки сделаны были только для того, чтобы соседи умирали от зависти. Шло некое соревнование как между мастерами, так и между султанами, которыми заказывали архитектурные шедевры.
«Правитель говорил архитектору: «Сделай мне то, чего нет у других». Причем сохранились упоминания о том, что при дворе некоего султана была дискуссия между математиками и ремесленниками о некоем утонченном вопросе. Причем она проводилась в присутствии султана. В конце концов правитель был не чужд этого дела, образование получал. И есть свидетельства того, что султану хотелось сделать нечто такое, чтобы все остальные ахнули. Это должно было быть что-то понятное человеку, разбирающемуся в строительном деле, но с точки зрения исполнения — запредельное», — рассказал он.
Так «понты» стали двигателем прогресса: на орнаментах появлялись шестиугольники, вписанные в пятиугольники, 11- и 13-конечные звезды и то, что невозможно нарисовать линейкой и циркулем. Кстати, пятиугольники, гирихи и сложные геометрические элементы можно увидеть в мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане. Такие орнаменты можно встретить и на территории современного Тараза. На вопрос, как они могли там оказаться, ученый ответил:
«Скорее всего, здесь был какой-то приезжий мастер из Самарканда, не местный. Ну, понятное дело, что Тимур, мог каких-то пленников с собой привезти, среди которых оказался ученый-архитектор. К примеру, философ и математик Ахмед аль-Бируни тоже был таким почетным пленником. Вроде при дворе, но совсем не у себя дома. Многое свидетельствует о том, что ученый получил возможность свободно путешествовать, писать научные труды, заниматься астрономией, изучал культуру индийцев. Но при этом есть свидетельства, что он был пленником, переходил от одного правителя к другому», — пояснил он.
По словам Андрея Щетникова, к концу XII века уже было много всего построено, но до нас дошли только отдельные памятники. После монгольского нашествия от некоторых городов не осталось и следа. Но те здания, что остались, говорят о том, что некоторые мастера не только удивляли друг друга, но и вкладывали в свою работу глубинный смысл.
«Всматриваясь в определенные орнаменты, мы видим некую вуаль, под которой находится следующий слой, а ниже есть еще слои, под которыми есть нечто сокрытое от человеческих глаз. Это делали мастера, которым был не чужд суфизм. Они создавали некое послание, которое звучит так: «Кроме того, что мы видим глазами, в мире есть что-то неявное и более глубинное. И человек сведущий умеет из этого кое-что прочитать». То есть орнамент рассказывает о том, как устроен мир. Об этом я написал стихотворение: «Тайны бытия надежно спрятаны. И ни ключа, ни скважины замочной. На самом видном месте». То есть в этом искусстве есть свои высоты», — объяснил академик.
Выходит, строили не только для того, чтобы сосед перестал спать по ночам? Не «понтами» едиными жив человек.