Редакция медиа-портала Caravan.kz решила выяснить, о чем говорили и читали на государственном языке накануне и в начале 2017 года.
Не отдадим казашек китайцам
Девушек, вышедших замуж за граждан Китая, предложили лишать гражданства.
«Сендер “нацистсіңдер” («Вы – нацисты» — прим.ред.) – под таким заголовком вышел материал издания dalanews.kz.
По информации издания, перед брачным агентством в Астане собралось более 30 человек, выступающих против вступления казахских девушек в брак с китайцами. Директор агентства, Татьяна Логвиненко, пыталась объяснить возмущенной публике, что не занимается сводничеством и насильно замуж никого не выдает – только пытается помочь нашим женщинам обрести семейное счастье.
Однако в ответ она получила только протесты и упреки в том, что не знает казахского языка. Активисты категорично выступали против казахско-китайских браков, а девушек, все-таки вышедших замуж за граждан других стран, и вовсе предложили лишить гражданства:
— Тогда их нужно лишать гражданства. Пусть принимают гражданство той страны, откуда их мужья, — предложил Айдын Айымбетов.
Закончился спор обвинениями в неуважении культуры и традиций казахов, а Татьяна Логвиненко назвала протестующих активистов нацистами.
Институт токал пора узаконить
«Легализация многоженства позволит зажечь потухшие надежды многих женщин и избежать распада многих семей».
«Тоқал алуды заңдастырса екен…» («Права токал надо легализовать» — прим.ред.) – такой материал вышел на портале «Замана».
Редакция опубликовала письмо девушки, пытающейся перейти «из любовниц – в токалки».
Автор письма рассказала о том, что сейчас в нашем обществе многие девушки хотят быть вторыми женами. Причина, по словам автора, в «критическом возрасте»: 27-29 лет. По мнению девушки, им очень сложно найти достойных мужчин, которые бы предложили руку и сердце. А одиночество угнетает. По признанию автора письма, она сама стала встречаться с женатым мужчиной. Разрушать чужую семью не хочет, а потому пришла к мнению, что куда лучше быть второй женой, чем любовницей. Тогда и ребенку можно дать фамилию отца, и краснеть перед родней не придется, да и рушить другую семью не надо.
По словам девушки, уже у многих казахстанцев есть неофициальные вторые жены, а потому пришла пора легализовать институт многоженства в Казахстане.
Кыргызские певцы дважды оскорбили казахов
Первый секретарь посольства Кыргызской Республики в Казахстане Шолпанай Аджиматова официально извинилась за кыргызских акынов.
На портале Abai.kz вышел материал «Қырғыз ақындары қазақты қырына алды. Неге?» (Кыргызские акыны оскорбили казахов. За что?»).
В соцсетях опубликовали запись с айтыса в районе Иссык-Куля. Акыны Аалы Туткычев и Азамат Болгонбаев, пытаясь состязаться друг с другом, дважды оскорбили казахов. Прозвучали слова «оңбаған қазақ» (негодяй-казах) и «маңқа қазақ» (сопливый-казах). Видео вызвало бурную реакцию Казнета.
Шолпанай Аджиматова, представитель посольства Кыргызстана в Казахстане, лично извинилась за высказанные соотечественниками оскорбления.
— Я, от имени Кыргызской Республики и кыргызского народа, приношу глубокие извинения казахскому народу.
По словам Аджиматовой, слова, высказанные акынами, не отражают точку зрения всех кыргызстанцев.
Пора отказаться от русской еды и русского языка
По мнению автора материала, Кыргызскую Республику нужно ставить в пример казахстанцам.
«Қырғыздар орыстың асынан, тілінен бас тартты. Біз ше?» («Кыргызы отказались от пищи и языка русских. А мы?» — прим.ред.) – с таким заголовком вышел материал на сайте Qamshy.kz.
Автор приводит статистические данные из пищевой отрасли Киргизии. К примеру, уровень употребления свинины: в 2013 году спрос составил всего 100 грамм на жителя. Более того, всего два региона КР производят свиное мясо.
Далее автор рассуждает о том, что, в отличие от казахстанцев, кыргызы решили часть «вопросов» лучше: лишили русский язык статуса официального и избавились от окончания «стан» в названии страны.
За «шешен» предложили штрафовать
По мнению Назарбека Байжигитова, нецензурно выражающихся граждан нужно штрафовать за употребление слова «шешен…».
В материале «Шешең…» дегендерге шетінен айыппұл салған жөн» («За «шешен» надо штрафовать – прим.ред.) редакция «Замана» привела высказывание Н. Байжигитова.
По его словам, пора штрафовать жителей Шымкента и Южно-Казахстанской области за употрбление слова «шешен»:
— На мой взгляд, нужно ввести отдельное наказание для жителей Шымкента и ЮКО, которые употребляют слово «шешен…»
По словам Байжигитова, следует пересмотреть казахстанский кодекс об административных правонарушениях по части наказания за нецензурную брань в общественных местах. Для сравнения он приводит соседний Кыргызстан:
— В Кыргызстане недавно рассматривали новый законопроект об административных нарушениях, в некоторой части он был ужесточен, — сказал он. — У нас тоже есть закон об административных нарушениях. В нем есть статья «Мелкое хулиганство», где предусматривается штраф, в том числе и за матерные ругательства в общественных местах.
Казахские султаны правили арабскими странами
25 казахских султанов правили государствами на территории современных арабских стран около 130 лет.
Казахская редакция Хабар-24 подготовила материал о правителях с казахскими (кыпчакскими) корнями в истории других стран.
По словам историков, султан Бейбарыс – не единственный пример правления казахских ханов другими странами. После него к власти пришли сыновья Берке и Саламыш. В исторической хронике остались имена и таких правителей: Хасан, Калауын, Кайтпай и другие – в общей сложности, 25 кыпчакских ханов правили арабскими странами на протяжении 130 лет.
Узбекам запретили повторный хадж
По материалам портала oinet.kz, с 2017 года узбекистанцы, ранее совершившие паломничество, больше не смогут посетить Мекку.
По новому решению комитета по делам религии Узбекистана по организации хаджа, в список паломников будут попадать только граждане, которые совершают паломничество впервые. Срока давности не установлено, то есть, даже если человек был в Мекке 10 лет назад – из списка паломников его будут вычеркивать автоматически. Однако это ограничение не распространяется на правительственных чиновников, организующих хадж, и лиц, совершающих официальный визит.