Штраф за порочащие связи - Караван
  • $ 481.19
  • 538.45
+16 °C
Алматы
2024 Год
1 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Штраф за порочащие связи

Штраф за порочащие связи

Официальные рейтинги простоты ведения бизнеса идут в гору, но отечественные предприниматели испытывают не меньше проблем, чем раньше. Оно и неудивительно: условия упрощают ради рейтингов, а не предпринимателей.

  • 18 Октября 2011
  • 1475
Фото - Caravan.kz

Неписаные налоги

Малый бизнес освободят от ведения бухгалтерского учета. Правда, как сообщило Министерство финансов, это коснется только отдельных категорий предпринимателей. Для остальных национальный стандарт финансовой отчетности упростят. Сделать проще стандарт бухучета обещают и для среднего бизнеса.

Новость, безусловно, хорошая. Но нельзя сказать, что предприниматели рады до безумия. Ведь им все равно придется вести налоговый учет, а он основывается на данных учета бухгалтерского, пишет «Экспресс-К». На самом деле для бизнеса намного важнее реальное упрощение именно налогообложения и налогового администрирования. А в этой сфере ситуация сложилась крайне противоречивая. С одной стороны, в Казахстане одни из самых низких ставок налогов – значительно меньше, чем в развитых рыночных странах. Сама система налогообложения, если исходить из официально установленного количества налогов и механизма их взимания, сравнительно простая. В глазах сторонних экспертов отечественному бизнесу в отношениях с «мытарями» приходится довольно легко. Однако сам бизнес испытывает совсем иные ощущения. Механизм налогообложения по-прежнему остается для него главной административной проблемой.

Почему такое раздвоение? Да потому что у нас сложились две параллельные системы. Та, что существует в Налоговом кодексе и в докладах чиновников, действительно очень прогрессивная и продвинутая. Та, что обитает в суровой реальности, изобилует такими сложностями, что фактически создает новые виды налогов и сборов. И их бремя зачастую оказывается для предпринимателей тяжелее официального.Один из подобных «неписаных налогов» – это плата за контракты с лжепредпринимателями. Лжепредприятия, то есть компании, которые создаются для преступных целей, по-прежнему в числе самых болезненных проблем экономики. Через них деньги уводятся от налогообложения. Из-за них возникает и повальная неуплата административных штрафов. По данным Генпрокуратуры, из наложенных в прошлом году штрафов на общую сумму 109,3 миллиарда тенге взыскано лишь 29,7 миллиарда, то есть меньше трети. Все потому, что 62 процента штрафов наложены на лжепредприятия, а также предприятия, признанные банкротами. Понятно, что деньги они уже вряд ли заплатят государству, так же как и налоги.

Поэтому крайними оказываются добросовестные фирмы. Ведь все сделки, заключенные лжепредприятиями с поставщиками и покупателями, признаются лжесделками. И доначисленные налоги взыскиваются с этих компаний. Хотя они, что называется, ни сном ни духом не ведали, что их партнер был лжепредпринимателем, и никаких нарушений не совершали. И если раньше проблема была в том, что компания могла случайно попасть на партнера-лжепредприятие, то затем была изобретена схема «развода на налоги». И эксперты утверждают, что за этим могут стоять сами представители фискальных органов. «Даже в деятельности налоговых органов появились своего рода такие схемы, ноу-хау, когда налогоплательщика специально разыгрывают, подставляют затем, чтобы как можно больше ему начислить штрафов, пени, привлечь к ответственности», – сообщил директор казахстанского НИИ финансового и налогового права Евгений Порохов.Конечно, конкретных фактов никто из экспертов не называет, и никто их просто не сумеет доказать. Но объективно они вполне возможны. Прежде всего, потому что сама война против лжепредпринимательства во многом искусственна и надумана. Чтобы понять это, достаточно разобраться, что же собой представляет лжепредпринимательство. Один его вид – обман добропорядочных партнеров. Например, получение денег под несуществующий товар или кредита под несуществующий проект. Это не что иное, как мошенничество. За него в Уголовном кодексе есть специальная статья. По сути, сам термин лжепредпринимательство в случае обмана партнеров абсолютно ошибочен. Это равносильно тому, что кражу назвать лжепокупкой, а изнасилование – лжепоцелуем. Другой вид лжепредпринимательства связан с отмыванием, то есть легализацией денег. Полученные незаконно средства перегоняются через подставные фирмы. И лжепредприятия – это не цель, а лишь средство для отмывания. Единственный способ остановить волну лжепредпринимательства – сократить источники поступления в экономику «теневого капитала».
Его ноги растут в основном из «откатов», получаемых чиновниками при проведении госзакупок, а также из хищения бюджетных средств, которые выделяются на многочисленные госпрограммы. Настоящая проблема коренится именно здесь. Государство, вместо того чтобы разобраться с причиной, с волной «откатов», борется со следствием, вознося лжепредпринимательство в ранг вселенского зла. Но и его одолеть не получается. Поэтому остаются те, до кого можно добраться – добросовестные бизнесмены.

Из пушки по воробьям

Другой вид «неписаных сборов» – это налог за хорошую работу предпринимателя, как его назвал директор казахстанского НИИ финансового и налогового права Евгений Порохов. Дело в том, что в Казахстане взимаются штрафы за превышение суммы авансовых платежей. Эти платежи предприниматель вносит в бюджет, рассчитывая, сколько он сможет заработать до конца года. Но если дела пошли хорошо и прибыль получилась выше, чем планировалось, то по закону получается, что он недоплатил государству! А потому должен заплатить штраф. И этим парадоксы, с которыми сталкиваются отечественные бизнесмены, не исчерпываются. Почему так происходит? Чиновники демонстрируют бурную деятельность по улучшению условий для бизнеса. Чуть ли не каждую неделю мы слышим о решении упразднить какой-то разрешительный документ, отменить проведение проверок, упростить требования. По логике, у нас уже должна быть страна, полностью свободная от разрешений и проверок. Но так не происходит. Более того, административных барьеров становится даже больше. Причина в том, что для улучшения делового климата выбраны неверные ориентиры. За основу взяли не насущные проблемы, о которых говорит бизнес, а набор формальных показателей.В частности, это рейтинг DoingBusiness Всемирного банка, который ранжирует страны по простоте создания и ведения бизнеса. Чтобы улучшить в нем позиции Казахстана, правительство даже утвердило комплексный план действий. В нем упор делается на упрощение открытия предприятия и регистрации собственности. Самые известные реформы, которые у нас проводятся, связаны именно с этими направлениями. Но разве они главные? Да, необходимо добиться нормальных процедур со здравыми сроками. Однако стремление к тому, чтобы можно было открыть компанию и зарегистрировать право собственности за один день, да еще и по Интернету, выглядит уже странным. Это не более, чем хороший повод для чиновников, чтобы хвалиться успехами в области простоты ведения бизнеса. То, что предпринимателю принципиально важно открыть предприятие не за пятнадцать дней, а за несколько часов, – это миф. Ему важно другое: доступ к кредиту, прозрачная процедура получения разрешения на строительство, быстрое и неразорительное подключение к коммуникациям. Если кому и нужна космическая скорость открытия предприятий, так это тем самым лжепредпринимателям. И они с успехом ею пользуются.

Добросовестным бизнесменам требуются не рекордные скоростные показатели, а реально справедливые правила игры. В первую очередь в налоговой сфере. Между тем в плане по улучшению казахстанского рейтинга DoingBusiness есть всего две меры налогообложения. И обе совершенно размытые. Первая – это «анализ законодательства в сфере налогообложения». А вторая – «изучение международного опыта стран с передовой практикой». Иными словами, по самой главной проблеме бизнеса нет ни одного конкретного предложения! Этим, собственно, все сказано.

Источник: Тимур Исаев, «Экспресс-К»