Школы выживания - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+13 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Школы выживания

Школы выживания

В сельской школе Абайского района основные предметы преподают два студента-заочника. Уроки физики, математики и химии ведет будущий психолог. Географию, историю, казахский язык и литературу – преподает заочник, обучающийся по специальности “информатика”.

  • 30 Ноября 2007
  • 1504
Фото - Caravan.kz

Департамент образования Карагандинской области, похоже, такое положение дел устраивает, и руководитель ведомства утверждает, что сельские школы полностью укомплектованы педагогическими кадрами.

Между тем прокуратура Карагандинской области провела масштабную проверку сельских школ и выявила вопиющие факты. Начиная с того, что директора школ вместо государственной лицензии на право занятия образовательной деятельностью предъявляли прокурорам бумажки, выданные районными отделами образования с гордой надписью “ПОСТОЯННАЯ”.

– Этот новый вид лицензии изобрели в отделе образования Нуринского района, – говорит заместитель начальника управления прокуратуры Карагандинской области Гульнара Бижанова. – Хотя законодатель определил, как известно, только два вида лицензии – генеральная и разовая. И вообще у отделов образования нет никаких полномочий выдавать лицензии. Это прерогатива местных исполнительных органов.

Мы выяснили, что этими “дополнительными” полномочиями наделил сельских коллег директор департамента Карагандинской области Есенгазы Имангалиев.

К директору департамента у прокуроров после проверки возникло много вопросов. В Кояндинской средней школе Абайского района из-за нехватки площади дети занимаются в коридоре. В то время как в школе №12 города Темиртау площади оказалось так много, что здесь под школьной крышей размещались еще и общество глухих, отдел занятости и общественная организация “Матери против наркотиков”. Причем заселились эти организации в школу по разрешению и даже по решению городского отдела образования. Чтобы выселить “квартирантов”, потребовалось вмешательство суда. Прокурор Темиртау добился выдворения всех этих учреждений, заместитель акима города получил строгий выговор, а начальник отдела образования уволен. Но начало учебного года в школе было сорвано.

– Закон запрещает использовать помещения школ в целях, не связанных с учебным процессом, – говорит прокурор Гульнара Бижанова. – Об этом не могли не знать руководители образования. И намеренно шли на нарушение закона. В одной из сельских школ был расположен поселковый фельдшерский пункт! Представляете, каждый день в школу приходили больные люди. Мы прекратили это безобразие, директора школы привлекли к ответственности. Но неужели для этого требовалось вмешательство прокуратуры? Куда смотрели местные власти, руководители от образования? Может быть, их устраивает такое положение вещей. К примеру, областной департамент образования уверил нас, что в сельских районах нет проблем с кадрами и школы полностью укомплектованы. Но знают ли там о таких фактах: в селе Байтуган Нуринского района нет учителей химии и истории. А в Жонской основной школе Абайского района всего три учителя, из которых двое студенты-заочники.

Если в таких школах страдает только процесс обучения, то в других находиться просто опасно для здоровья. В селе Талап уже пять лет протекает крыша. На привозной воде живет интернат в селе Актобе. И вовсе не обеспечены водой Курминская, Алабасская, Белагашская школы Бухар-Жырауского района.

В школе №11 города Темиртау грубое нарушение санитарных норм уже привело к массовому отравлению детей. По факту возбуждено уголовное дело. Ведется следствие. Где выстрелит в следующий раз?

Директор департамента образования Карагандинской области Есенгазы Имангалиев, вызванный “на ковер” в прокуратуру, не стал отпираться и сразу признал, что “все нарушения, выявленные прокурорами, имеют место быть”.

– Но за неделю, которая прошла с того момента, как нам предъявили результаты прокурорской проверки, 75 процентов нарушений мы уже устранили, – заявил чиновник. – Остальные 25 более трудноустранимые, требуют времени и финансирования. Но мы будем стараться и работать.

Интересно, какие проблемы относятся к 25 процентам трудноустранимых? То, что ученики школы №1 Улытауского района приносят питьевую воду с собой из дома в пластиковых бутылочках, потому что в школе нет воды? Или то, что в селе Байтуган уроки истории детям преподает учитель по труду? Что спасут раньше: здоровье или знания?

Татьяна ТЕН, Караганда