Школьные взносы: латание прорех или поборы? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-6 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Школьные взносы: латание прорех или поборы?

Школьные взносы: латание прорех или поборы?

Коррупция в школах не так велика по размерам денежных сумм, но зато она - самая массовая в республике.

  • 24 Мая 2006
  • 1686
Фото - Caravan.kz

Так утверждает Общественный родительский комитет, созданный в рамках акции «Мы против поборов в школах», на днях отправивший на эту тему обращение в Мажилис парламента республики.
На самом деле родители давно привыкли, что должны участвовать в материальной поддержке школы и не ропщут, отдавая ежемесячно энные суммы в фонды классов и школ.
Заменить парты или доску, купить музыкальный центр и провести текущий ремонт бюджету школьных учреждений все еще не под силу, и уже несколько лет все это делается с помощью родительских средств. Взрослые давно ходят на родительские собрания с полным кошельком, зная, что одним из главных вопросов на нем обязательно будет денежный.
Но мамы и папы не задумываются над тем, что финансирование среднего образования с каждым годом растет и теперь в школах уже не такое плачевное положение, какое было еще лет пять назад. Активисты комитета считают, что сейчас юридического и экономического обоснования для массового сбора денег нет.
Заявляя это, они исходят из статьи 30, пункт 1 Конституции Республики Казахстан, которая гласит: «Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях». Эта статья продублирована и в Законе «Об образовании», и в комитете даже считают, что, сдавая деньги учителям, директорам или в общественные фонды, родители сами становятся участниками коррупционного процесса.
С обращением остановить его общественная организация стучалась в двери Министерства образования и науки, но вместо ответа на него услышала информацию о намерении министерства утвердить перечень услуг, которые государственные учебные организации смогут оказывать за дополнительную плату.
В список из шестнадцати наименований включены факультативные занятия, питание, работа школьных детских лагерей и аренда школьных котельных. Если это положение будет утверждено, для каждого учебного учреждения откроют лицевой счет, куда будут поступать коммерческие доходы школ, детсадов или вузов. Законопроект уже обсуждался в Сенате парламента, но в апреле сенаторы вернули его на доработку в Мажилис.
В Министерстве образования знают, что коммерческие услуги в школах оказывают и сейчас, и решили узаконить дополнительный заработок.
Бюджетный кодекс республики позволяет учителям зарабатывать деньги на стороне, но официального перечня допустимых способов приработка до сих пор не было. Его появление, считают в комитете, даст возможность руководителям школ теперь уже легально заниматься поборами.
Исследования центра показали, что практически во всех бюджетных школах республики собирают деньги с родителей. К тому же во многих из них сложилась позорная практика сборов денег и с учителей, имеющих и без того не самую высокую зарплату. Осуществляется все это как будто на добровольной основе, но формально. Называть добровольными регулярные сборы денег с людей, зависящих от директоров школ, с этической точки зрения было бы неверным.
Основной вид поборов составляют вклады в фонды классов и школ. Из первых деньги в основном расходуются на приобретение учебников, лампочек, различное оборудование для класса. Тут, по крайней мере, родители могут видеть, куда уходят их средства. Менее прозрачно расходуется фонд школы. Его средства используются на оплату уборщиц, сторожей, покупку инвентаря. Отдельно собираются деньги на ремонт школы.
Можно привести немало скандалов, связанных с растратой этих денег, которые, как правило, тихо замалчивались в обществе, оставаясь известными только небольшой группе людей. В одной из алматинских школ, например, было закуплено спортивное оборудование, которое годилось только на свалку. Стоимость же приобретения равнялась покупке нового спортинвентаря. Председателя фонда сняли с должности, на том дело и закончилось.
Немало сюжетов, связанных с тем, что родителей заставляют оплачивать билеты на различные городские и республиканские мероприятия, а учителей — покупать нераскупаемые педагогические и детские журналы.
Были случаи, когда родителей вынуждали оплачивать ремонт квартиры заведующего районо. В Общественном родительском комитете есть сведения и о том, что с родителей и учителей в среднем по тысяче тенге собирали на дни рождения директоров школ. А уж к солидным подаркам на выпуск класса в виде золотых украшений или видеотехники — все давно привыкли.
С учителей нередко деньги просто удерживают из заработной платы, объясняя это покупкой бланков документов, содержанием ревизоров из департамента или министерства, подпиской на газеты и журналы.
Размеры поборов в разных школах носят разный характер и колеблются в среднем от двухсот тенге до 50 долларов в месяц с одного ученика.
К обязательным платежам относятся средства на ремонт школы в размере одной тысячи тенге. Размеры других поборов зависят от фантазии директоров. В комитете есть адреса школ, где суммы составляют свыше двухсот долларов в месяц. Заметим: речь идет о государственных учреждениях.
Общественный родительский комитет сделал простые подсчеты. В республике более восьми тысяч школ, где учатся три миллиона учащихся. Если в год в среднем с каждого ученика берут по четыре тысячи тенге, то получается 12 миллиардов тенге. Таков теневой рынок среднего образования.
Причины не только в непомерных аппетитах руководителей школ. Есть немало примеров, когда родители хорошо видят, куда идут их деньги и никаких претензий к директорам не имеют. Но общественная организация озвучивает такую свою самую главную претензию: почему, если учебным организациям действительно не хватает средств, руководители школ не обращаются за дополнительным финансированием к государству, перекладывая эти проблемы на плечи родителей?
Школы или недополучают бюджетные средства от акиматов или бюджеты школ изначально составляются в заниженном объеме.
Общественная организация делает вывод, что в системе школьного образования существует огромная незаконная сеть сбора денег, которая не пресекается министерством. Возможно, говорят в комитете, такая система выгодна для чиновников, потому что она создает психологический фон бедности, нищеты в системе образования, за которым можно укрыть любые финансовые нарушения.
Феномен безропотной сдачи денег активисты движения связывают с массовым ее характером. Все сдают и я должен — так думает каждый родитель, к тому же понимающий, что благополучие и успеваемость его ребенка зависят от классного руководителя, учителей-предметников и директора.
Вторая причина может быть связана с трепетным отношением наших людей к образованию. Ради образования детей люди даже с низким достатком не жалеют денег, это нравственный императив, на котором спекулируют чиновники.
Какова будет реакция мажилисменов, покажет время. Возможно, нужно дополнительное изучение вопроса, чтобы не причесывать всех под одну гребенку.
В свое время создание фондов буквально спасло многие школы, ведь был период, когда средства из бюджета выделялись только на зарплату учителям и коммунальные расходы. Многие школы просто разрушились бы без ремонта, производимого на родительские взносы. Наверное, здесь есть предмет и для тщательного изучения вопроса юристами. Общественная организация ссылается на Конституцию, а те, кто создает родительские комитеты и фонды при них — на Закон о некоммерческих организациях, которые имеют право учреждать фонды. Законодательством также разрешено создание попечительских советов, а именно в такой форме во многих школьных учреждениях контролируют денежные потоки от родителей учащихся.
Недавно другое НПО — Ассоциация школьных организаций начала работу над проектом «Защита прав родителей». Руководитель Инна Косова считает, что некоторое обострение в треугольнике «ученик-родитель-учитель» нужно сглаживать правовым образованием родителей, обучением их вести диалог со школой. Выбор взрослых должен быть сознательным — если родители считают, что нужно участвовать в финансировании школы, то это решается индивидуально и с обязательным последующим контролем за их использованием.
Иначе тандема не будет, а значит, успех воспитания и образования детей ставится под угрозу.