Школьные проблемы шахтерского региона, или Бастык, подумай о судьбах детей! - Караван
  • $ 478.16
  • 534.92
+12 °C
Алматы
2024 Год
25 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Школьные проблемы шахтерского региона, или Бастык, подумай о судьбах детей!

Школьные проблемы шахтерского региона, или Бастык, подумай о судьбах детей!

Новый учебный год принес школьникам Карагандинской области новые проблемы. Часть школяров в буквальном смысле слова осталась без школы, условия других напоминают выражение “как селедка в бочке”. Чиновники от образования скорого разрешения ситуации не обещают.

  • 14 Ноября 2014
  • 1925
Фото - Caravan.kz

Осторожно: школа закрывается…

В 2014 году в Карагандинской области закрылось 8 сельских школ. Дамоклов меч навис еще над двадцатью. Где будут учиться дети – вопрос, гладкий ответ на который есть только в отчетах. Например, перед самым началом учебного года дети села Чапаево Осакаровского района узнали, что их школа закрыта. Родителям предложили отдать детей в интернат в районном центре. Такое решение взрослые сочли неприемлемым. Они пишут жалобы во всевозможные учреждения и надеются, что им не придется бросать обжитое место в поисках населенного пункта, где есть школа. Чиновники от образования свои действия мотивируют финансовыми понятиями.

– Постановлениями районных акиматов 8 школ закрыто, – констатирует руководитель областного отдела дошкольного и общего среднего образования управления образования Светлана ЧЖАО. – Они находятся в отдаленных сельских районах, где нерационально держать целый штат учителей, накопляемость детей там очень низкая.

Так и не построили

Закрывать школы – дело, конечно, нехитрое. Происходит на фоне того, что новые школы порой строятся десятилетиями. Так, в Караганде с 2006 года строится школа-интернат для слабовидящих детей на 250 мест. Ее обещали построить в 2008-м, потом в 2014-м… На проект выделили более миллиарда тенге. Теперь его вдруг заморозили. Недостроенное здание осмотрел заместитель акима Карагандинской области Асылбек ДУЙСЕБАЕВ и решил, что город вполне обойдется без интерната для незрячих детей. Рушащееся здание поручено перепрофилировать в школу с инклюзивным обучением. Сколько будет стоить “перепрофилирование” бюджету, чиновники умалчивают…

Кстати, одним из мотивов “перепрофилирования”, а не доведения до ума дорогостоящего проекта власти называют проблему перегруженности местных школ. Так, в лицее № 101 в микрорайоне “Гульдер”, по соседству с недостроенным зданием интерната, количество учеников такое, что литеры классов уже дошли до буквы “и”.

– Да, 101-я школа переполнена, мы знаем обо всех проблемах, они появились не вчера, и работаем над ними, – заверил руководитель отдела образования Караганды Дулат ЖЕКЕБАЕВ.

Вместе с тем в других районах Караганды школы закрываются все по той же пресловутой причине “нецелесообразности”. Например, школа № 14 в Сортировке.

– Там осталось 30 детей, ради них содержать школу стало невыгодно, – мотивирует начальник отдела образования.

Сомнительная “выгода”

Общественники Караганды считают неприемлемым сугубо “коммерческий” подход чиновников к гарантированному Конституцией праву казахстанцев на образование.

– В 1992 году в Карагандинской области было 604 школы и более 260 тысяч учеников, сегодня школ – 539, детей – 172 тысячи, – возмущается заслуженный работник образования Дмитрий БОЙКО. – Из них в сельской местности 296 школ, где 43 тысячи учащихся. В 123 населенных пунктах нет школ, в 139 нет детских дошкольных учреждений. С 1992 года значительно уменьшилось количество профессиональных лицеев (было 49, стало 30), зато расплодились колледжи и вузы с обучением преимущественно на платной основе! В нашей области платно обучаются 70 процентов студентов.

Вот и получается, что учебные заведения ставят целью не качественное образование, а коммерческую выгоду. И прививают этот подход чиновники – начиная с детских дошкольных учреждений. Потому-то они так ловко оперируют понятиями “нерентабельно”, “невыгодно”, когда речь идет об образовании, а значит, и судьбах детей.

 Караганда