По мнению профессора кафедры педагогики Восточно-Казахстанского госуниверситета, кандидата педагогических наук Петра Васильченко, важнейший документ подготовлен в непозволительной спешке. Ведь еще меньше года назад, во время принятия республиканской программы «Образование» о «двенадцатилетке» не говорилось ни слова. При этом ученый считает, что переход на новый срок обучения действительно неизбежен хотя бы по той причине, что казахстанский аттестат должен получить «конвертируемость». Необходимо также устранить опасную для здоровья школьников учебную перегрузку. Однако подобная крупная государственная реформа должна скрупулезно прорабатываться, обеспечиваться финансами и изменением социального статуса учителя.
По словам профессора Васильченко, предложенная концепция эклектична и размыта в формулировках. Например, не ясны такие определения, как «интернационализация социально-экономической жизни», «сочетание широкого кругозора и узкой специализации», «модель равновесия между целями общества и задачами образования». Наблюдается путаница между целями «двенадцатилетки» и средствами их достижения. В числе конечных целей, например, названы информатизация школы и новаторские методики.
Кроме того, новая концепция свела к нулю главное достижение постсоветской школы — ее разнообразие. В предложенном учебном плане практически отсутствует вариативная часть — тот компонент, который и придает школе ее особенность. Как считает большинство директоров усть-каменогорских школ, данный учебный план является слепой копией с плана казахско-турецких лицеев (КТЛ) и не учитывает существенную разницу между этими заведениями и общеобразовательной школой. В отличие от КТЛ в обычных школах нет жесткого конкурсного отбора учащихся и педагогов, нет «интернатских» условий проживания, когда дети и преподаватели находятся вместе большую часть суток. Кроме того, заявленное в концепции полиязычное обучение на английском, казахском и русском языках требует от государства глобальных финансовых вложений. К 2006 году — контрольному сроку перехода на «двенадцатилетку» — необходимо:
1. подготовить тысячи специалистов, не только в совершенстве владеющих языками, но и способных вести предметное преподавание;
2. учредить для их подготовки десятки тысяч государственных грантов (только в Восточном Казахстане, по подсчетам П. Васильченко, необходимо ежегодно выпускать около 800 полиязычных специалистов);
3. кратно увеличить зарплату педагога, чтобы сделать специальность престижной (по статистическим данным, в 2001 году из всех выпускников педагогических факультетов по специальности устроилась только пятая часть);
4. обеспечить школы новой учебно-методической литературой;
5, 6, 7… и так далее, и так далее. Проблем не перечесть.
Как считает корпус директоров усть-каменогорских школ, сегодняшние вузы не готовы выпускать педагогов начального звена, способных мыслить на трех языках. Начальная школа будет вынуждена перейти на предметное преподавание, что разрушит целостность первой ступени образования. Кроме того, не спрогнозированы возможные социальные последствия введения системы нового образования, в том числе, отток русскоязычного населения.
По мнению профессора Васильченко, школа не может развиваться революционно, и новая «двенадцатилетка» должна опираться на прежнюю традиционную модель, которая обеспечивала достаточно качественное образование. Обновлять же необходимо учебную материальную базу, исчерпавшую все ресурсы. Например, 85 процентов зданий усть-каменогорских школ служат от 25 до 45 лет, а четыре строения эксплуатируются свыше полувека. В течение 15 лет не выделялись средства на оборудование для кабинетов физики, химии и биологии, в большинстве школ сегодня дети изучают «меловую» физику и химию, когда демонстрационные опыты и лабораторные работы заменяются формулами в тетрадях или на доске. Не соответствует санитарным нормам 50 процентов школьной мебели.
Кроме того, концепция декларирует принцип социализации школьников, где двенадцатый год призван помочь сориентироваться в мире профессий. Однако, по мнению педагогов, сегодня рынок труда остается «белым пятном», ни одно ведомство не занимается его изучением.
Ученые Восточно-Казахстанского государственного университета и директора усть-каменогорских школ считают, что необходимо вынести на самое широкое обсуждение министерскую концепцию перехода на 12-летнее общее образование, в том числе, и учебный план, причем в качестве проекта. Только так можно «не наломать дров» в такой фундаментальной общегосударственной сфере, как образование.