Школа злословия - Караван
  • $ 499.51
  • 525.83
-4 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Школа злословия

Школа злословия

Время от времени я передвигаюсь по городу с помощью общественного транспорта. И иногда даже довольно удачно получается. Быстрее, чем за рулем. Автобус лихо таранит гущу перегруженных алматинских дорог. Безграмотные создаватели пробок на ровном месте опасаются "бодаться" с автобусами, да и те ведут себя достаточно бесцеремонно. Благо, весовая категория позволяет.

  • 5 Ноября 2007
  • 1124
Фото - Caravan.kz

Маневрируя, поддавая «газу», каждый водитель «Мана» демонстрирует пируэты фигурного вождения, поспешает к остановкам, чтобы опередить конкурентов и снять поболе сливок. Это понятно — рынок: как потопаешь, так и полопаешь. Зарплата муниципальных транспортников напрямую зависит от выручки: здесь важны и стандартные сорок тенге, и студенческие, и пенсионерские. И потому водитель не побрезгует даже одиноким пассажиром, голосующим посреди дороги — тормознет и подберет потенциальные деньги. И, в общем-то, как я заметил, те, кто находится в салоне, с пониманием относятся к нелегкому шоферскому труду — не ропщут при резких рывках и неожиданных поворотах. Что, мол, поделаешь, движение такое.
И картина сия могла бы быть вполне идиллической, если бы не кондукторы. Что за метаморфоза: из тихих собирателей мзды за проезд они превратились в хамов с отвратительными голосами. Постепенно образовалась особая кондукторская каста. Это люди, которые ненавидят все остальное человечество и свою работу. Но поскольку ее приходится все-таки выполнять, моральную сатисфакцию они находят в постоянном унижении пассажиров и культивировании в себе той мизерной власти, которую дает кнопка на двери. Особенно любят упражняться на слабых: мелких школьниках и стариках. Ладно, шут с этими выкриками: «Заранее готовьтесь, кому сказал! Сидят до последнего, как бараны!», «Шустрее, шустрее заходим, двигаем задницей!». Но скажите, кем еще может быть десятилетний мальчик в синем костюмчике, с «учебным» рюкзаком за спиной, кроме как школьником? И почему это очевидно всем, но не кондуктору, который изгаляется над бедным пацаном, забывшим справку, да так, что доводит до слез, и взрослые вынуждены вступиться. И разве седая голова и согбенная спина не свидетельствуют о возрасте лучше всякой бумажки?
Откуда они берутся? Проходят специальные тесты в автобусных парках? Или повышают хамскую квалификацию уже в процессе работы? Знакомая рассказала мне вовсе жуткую историю. У подростка вытащили в школе сотку и проездной, но узнал он об этом, уже едучи в автобусе домой из района аэропорта в «Жулдыз» — дорога неблизкая. Вместо того, чтобы сразу честно признаться в своей несостоятельности тетеньке-кондуктору, на авось затаился в уголке. Когда же «зайца» засекло бдительное око, каяться было поздно. Автобус по велению властительницы салона остановился, и мальчика показательно вытолкнули на обледеневшую дорогу. С переломом руки он кое-как долго брел в темноте, и неизвестно, чем бы все закончилось, если бы встревоженные родители не пошли искать сына.
Что побуждает человека сказать другому человеку: «Пенсионный? На тот свет пора, а вы все не наездитесь…»? Раздражение, нелегкая доля? Наверное, он не знает, что слово может ранить так же, как удар о мерзлую землю. А что если тот, другой человек придет домой и умрет. Скажем, от внезапной остановки сердца. То есть с расстройства «поедет» именно туда, куда его отправили. Вполне может быть. Жаль только, кондуктор об этом не узнает никогда.