Школа в Германии - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Школа в Германии

Школа в Германии

Система обучения у немцев напоминает гонки: побеждает сильнейший.

  • 25 Января 2013
  • 3184
Фото - Caravan.kz

Недавно по одному из телеканалов ФРГ показали не просто восьмой класс берлинской школы имени Генриха Манна, а пример для всей остальной части страны. Тетрадки и бумажные книги были отодвинуты в сторону. На уроке математики задания школьники получали… по ноутбуку. В режиме онлайн учительница Сабина Лемке каждому из подопечных в зависимости от его способностей давала свой уровень сложности. Временной лимит отсутствовал. Если не успел, можешь продолжить дома.

Еще одно ноу-хау – “умная доска” – smart board. Это огромный сенсорный экран, где особой указкой можно нарисовать любые геометрические фигуры и затем одним движением все удалить.

Как объясняла на телекамеру учительница (с окладом 2,5 тысячи евро в месяц): “Дети стали охотнее учиться, получая куда больше удовольствия от самого процесса… Ведь им намного легче писать на компьютере, чем от руки…”.

“Шритт фюр шритт” означает “шаг за шагом”

Новации у немцев уживаются со старой доброй методой, построенной на постепенном и многослойном “фильтровании” каждого из учеников. “Кто есть кто” начинают выявлять уже с шести лет, в “грундшуле”. Где обязательно и бесплатно (как, впрочем, и в дальнейшем) малышня осваивает азы не менее четырех лет. Причем делает это в охотку, с большим удовольствием. Ведь взрослые сделали все для того, чтобы вхождение в мир знаний оказалось приятным.

На последнем, четвертом году обучения в “базисной школе” ребенок получает от своего наставника рекомендации для дальнейшего обучения в одной из нескольких видов школ. Чаще всего это “хауптшуле”. То есть главная школа. Где после девятого класса выдается своего рода регулировщик дальнейшего продвижения – документ под названием “Хауптшульабшлюс”. Он бывает двух категорий. Для тех, кто учился так себе, а то и плохо, этот самый сертификат “(HSA) nach kl. 9” имеет пометочку “10A”. Что означает “худшая успеваемость” и подталкивает юношу или девушку к профессиональному обучению, как в ПТУ в советские времена у нас, где происходит завершение среднего образования с одновременным обретением конкретной профессии.

Добившимся после девятого класса категории “10B” – “лучшая успеваемость” – выдается бумажка, озаглавленная тремя буквами FOR – “Фахобершульрайфе”. Это пропуск в гимназию с классами от 11-го по 13-й. Gymnasium – это полная школа для сообразительных и старательных. После двенадцати классов там получают Fachhochschulreife (FHR), дающее право без экзаменов пойти в выбранный тобой институт. А если осилишь и тринадцатый класс, можно рассылать резюме уже по университетам ФРГ. Предпочитающим, естественно, обладателей самых высоких баллов. Или пунктов, как здесь принято говорить.

Максимум, почти недостижимый, когда наберешь их 900. Система восхождения от ступеньки к ступеньке, “шритт фюр шритт”, тщательно продумана и случайности исключает. Как и покупку аттестата, впрочем. Или кумовство.

Знания и только знания дают шанс на высшее образование. Сперва компьютеры в гимназиях выбирают у старшеклассников сорок высших их оценок за полугодие (четвертей в германских школах нет). Каждая “единица” – это 15 пунктов. Итого – 600.

После этого надо как можно больше набрать очков во время сдачи госэкзаменов по пяти дисциплинам. На каждую из них отводится 60 пунктов максимум. Письменно гимназисты сдают родной и один иностранный язык, а также математику. И еще два устных выбирают сами из таких предметов, как теология, этика, музыка, живопись, физкультура, химия, астрофизика, архитектура, фотография…

Плюс пара семинаров. О которых Майя Беленькая, коллега автора этих строк, чья дочка окончила престижную мюнхенскую гимназию, рассказывала недавно так: ”…Первый вид семинара – научный. Предлагают учителя. Вот несколько тем выпускного для нас года: “Повседневная жизнь в Римской империи” – это по предмету “латынь”. “История идей в физике”. “Анализ пьес Гарольда Пинтера (на английском языке)”. У математика было любопытное предложение. Называется: “Сказать-то может каждый…”, а на самом деле речь идет о поиске нестандартных математических решений (типа: сколько теннисных мячей поместится в аэробус). Дизайн-проект “Правильно ли вы сидите?” (кроме теоретического сообщения нужно еще сделать какой-то необычный стул и доказать его функциональность).

Задача семинара – научить школьников работать в библиотеках, архивах, делать презентации, короче, подготовить их для научной деятельности в университете. Через полтора года ученик должен представить работу по предложенной теме. И защитить ее.

Второй тип семинара – так называемый проект-семинар. Задача которого – познакомить учеников с возможными будущими профессиями. На выходе – реальный проект. Например “Мастерство журналистики”. Или “Постановка мюзикла”. А также “Звуковой и изобразительной ряд в лирической поэзии”.

Дочь моя, помешанная на живописи, выбрала проект “Экскурсия в Пинакотеке. Модерн с углуб­ленным показом работ испанских художников”. В итоге у нее для сдачи набралось 14 предметов. Каждую неделю – 35 часов в гимназии. Остальное время – для самостоятельной работы…”.

Альтернативные варианты

Особая “песня” не только в ФРГ, но и по всему Евросоюзу, это так называемые Freie Waldorfkindergarten / Schule und Montessori – Kinderhaus / Schule. Началось все с того, что педагог Рудольф Штайнер в 1919 году для детей сотрудников штутгартской табачной фабрики “Вальдорф-Астория” основал школу ранее невиданного направления. Точнее – самоуправления. Главная задача в таких учебных заведениях как была, так и остается – воспитание свободного, инициативного и очень самостоятельного человека. В таких школах отсутствуют любые системы оценки знаний. До восьмого класса все предметы ведет один преподаватель. Он же классный руководитель и духовный пастырь подопечных. Нет учебников и звонков с уроков. Вместо поурочных планов – масса времени для фантазий и творчества. В одном классе находятся дети с разницей в возрасте до трех лет. Старшие под присмотром педагога делятся своим опытом с малышней.

Каждый ребенок занимается определенной темой в своем темпе и зачастую прямо на полу, где, усевшись кружком, дети обсуждают самое на данный момент интересное.

Более всего налегают в вальдорфских школах на языки: английский, французский, испанский, латынь. Серьезный упор делается на развитие трудовых навыков, музыкальное и художественное образование…

Хороший отдых – учебе помощник

Вместо родительских собраний немцы практикуют “сбор на чашечку кофе”. Родители приходят с детьми и своей снедью. По ходу неформального общения подводятся итоги очередного полугодия. Без выставления оценок по поведению. Здесь такое не принято. Зато после каждых шести месяцев и уже с первого класса педагоги пишут характеристику на каждого ученика. Делая упор на отсутствие или наличие таких важнейших здесь качеств, как прилежание, поведение, дисциплина, коммуникабельность, готовность помочь товарищу, вежливость, дружелюбие…

За тем, чтобы “фильтрация” учеников по степени их умственных и моральных качеств проходила тщательно, следит и Постоянная конференция министров образования и культуры земель ФРГ. На уровне же земель руководство образовательно-воспитательным процессом осуществляют местные профильные министерства.

В их обязанность входит утверждение учебников для использования в школах данного региона.

Но работа работой, а славно отдохнуть для немцев любого возраста – святое дело. И вот что любопытно: в разных федеральных землях каникулы начинаются в разное время. Исходя из погоды и… туристического бизнеса, который в разгар своего сезона делает автобаны предельно загруженными.

Поэтому и начало учебного года в ФРГ чаще всего сдвигается от первого сентября на пару недель позже. Что помогает не снижать уровень безопасности доставки учеников в школы и возвращение их домой.

В Баварии и на территории Пфальца, к примеру, еще очень тепло не только в августе, но и в сентябре. Там и каникулы летние начинаются позже. А где-нибудь в Бремене отпускают пораньше, чтобы побольше досталось детям ласковых дней. Так что у берлинских детишек самый продолжительный отдых начинается 6 июля и заканчивается 19 августа. А у мюнхенских – с 31 июля до 11 сентября.

Кроме главных каникул есть еще и рождественские, с 24 декабря по 7 января. Весной две недели отдыха у ребятни в апреле. Еще две – в июне. И по пять дней в октябре, а также феврале соответственно.

На эти периоды открывается масса детских и молодежных лагерей для скаутов и по интересам: альпинистские, лыжные, конькобежные, байдарочные, музыкальные, художественные…

Есть лесные лагеря всего на день. Утром в палатки увезли, к вечеру родителям доставили. Цены вполне посильные. К тому же практикуются так называемые каникулярные паспорта. За 13 евро ребенок получает право на проезд и вход во всяческие музеи-выставки-аттракционы в течение всего периода отдыха.

Первоклашки таскают весьма внушительные на вид ранцы. Но все они у немцев с ортопедической спинкой, из флуоресцентного материала, светящегося в сумраке и предостерегающе для автомобилистов блестящего на солнечном свете. Тыльная сторона такого ранца впитывает влагу тела, наружная неуязвима для дождя, мягкие, широкие лямки, отличная вместимость, удобные для детских ручонок застежки…

Парты в Германии “растут” вместе с учеником. То есть поворотом рычагов можно создавать оптимальное эргономическое положение тела в любом возрасте и при любом размере.

Берлин – Штутгарт – Мюнхен