Шевелите мозгами! - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-3 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Шевелите мозгами!

Шевелите мозгами!

В то время как Казахстан экспериментирует с образованием и уходит все дальше от ученика и его истинных потребностей в какие-то дебри правил и концепций, Россия ищет новые ресурсы, которые помогли бы им учиться.

  • 5 Марта 2004
  • 1511
Фото - Caravan.kz

«Биоинформационный ресурс человека: резервы образования» — так называется конференция, которая пройдет в Санкт-Петербурге, и на которую из Казахстана приглашены всего два человека. Один из них Сергей Иванович Офицеров. Вот уже 10 лет он смело утверждает, что наша школа не учит детей учиться. Ровно столько же лет он пропагандирует свою методику «включения» мозгов. Однако его плохо понимают… что, наверное, символично для образования вообще.
Я — примкнувший
В 1986 году Сергей Иванович, педагог с 20-летним стажем, попал на первую конференцию по чтению, которую проводил Новокузнецкий институт. Ученые обсуждали неслабый вопрос: развитие познавательных способностей у школьников. Он начал свой доклад словами: «Я сам ничего не разрабатываю, но я примкнул к тем разработкам, которые уже имеются. Взял их, объединил, и получилась программа интеллектуального развития». После его выступления председатель конференции Лидия Засорина, академик филологических наук из Санкт-Петербурга, заметила: «Побольше бы нам таких примкнувших».
В 1992 году его пригласили на международную конференцию по чтению в Москву. Затем была конференция в Тарту и выступление с докладом аж в Брюсселе. И вот впереди Санкт-Петербург, Петровская академия наук и искусств, выступление в разделе «Прагматика: медико-падагогические приложения», доклад «Формирование информационных умений школьников. Методика контроля полноты усвоения информации».
Господину Офицерову принадлежит такое новшество как технология оценки результата. Впрочем, технологию придумал не он. Он об этом предупреждал. Но он применяет уроки интеллектуального развития и отслеживает по оценкам ребят, как меняются их результаты обучения. Технология позволяет говорить о результате не на уровне учительских эмоций и пятибалльной школе, а на научной основе.
Формула, которой Офицеров меряет своих учеников, называется — подсчет сопоставимости результата, подсчет коэффициента корреляции. Речь идет не об объеме усвоенных знаний. Нет. Формула показывает, в каком соотношении между собой находятся оценка по успеваемости ученика и оценка по диагностике (по способности усваивать знания). Оценки по успеваемости общеизвестны: от единицы до пяти. Интересно, что когда он предложил в ПТШ свою формулу, ему никто не сказал: «Зачем нам все это надо? У нас есть двойки и пятерки! Нам этого достаточно».
Терапия для двоечников
Когда в Брюсселе ученые узнали, что господин Офицеров много лет работает с обычными школьниками, а то и с самыми отстающими — теми, что учатся в ПТШ, перед ним что называется, сняли шляпы. За границей подобные программы внедрены только в элитных школах, для эрудированных и продвинутых детей. Но ни в Европе, ни в Казахстане уроки интеллектуального развития не введены в стандарты образования, хотя последняя концепция развития образования в РК до 2015 года много говорит о том, что школа должна научить учеников думать, анализировать, и уходить от фактологического изложения школьного материала. Но концепция не говорит, как это сделать, а Офицеров давно делает.
В прошлом году он пытался передать свою методику учителям города Алматы. Ничего из этого не вышло. Как он говорит: «Один в поле не воин. Если один учитель начнет работать со школьниками по моей методике, а остальные как прежде будут ориентированы на пересказ учебного материала, никакого развития мыслительных способностей у учеников не будет». Поэтому курсы повышения квалификации были отложены. Развивающими идеями должно быть пронизано все учебное заведение, все учителя: от классного руководителя до директора школы — тогда даже самые отстающие ученики «пойдут в рост».
Он не блефует. У него на руках результаты 20-летней работы в школах и ПТШ. Вот уже второй год он работает с группой ребят в ПТШ № 10 южной столицы. Стыдно сказать, но для ребят этого учебного заведения поначалу было сложным такое задание как: перечислить буквы алфавита(!), посчитать в обратном порядке цифры от ста до нуля. О какой высшей математике для таких учеников может идти речь? Однако уже через полгода занятий с Офицеровым ребята стали показывать завидные результаты, они потеснили хорошистов и отличников. При этом занятия с ними велись всего один раз в неделю — 45 минут. Но что хорошо: идею Офицерова поддержали все педагоги. Каждый из них, согласно его методике, отдал в начале своего урока по тому или иному предмету пять драгоценных минут на интеллектуальное развитие. Учителя называют этот мозговой штурм — усиленной терапией. Затем ребят диагностируют, предлагают выполнить задания на уровне третьего класса средней школы. Но весь смак не в сложности заданий, а в том, чтобы проверить — научились ли они пользоваться долговременной памятью, насколько оперативно ученики могут переложить свежие знания в долговременную память, увязав ее с уже имеющимися данными в голове.
Мозги обленились
Сергей Иванович дает учителям (!) математический пример, в котором надо сделать деление с остатком, и замечает, что даже те педагоги, которые месяц назад преподавали эту тему, не могут решить пример. Они забыли, как это делается. Откуда этот феномен? Что происходит с нашей памятью?
Мы перегружены и оттого не усваиваем ничего нового, может быть это новое нам абсолютно ни к чему, и мы не утруждаем себя его запоминаем, или у нас, несчастных, частичная амнезия и просто проблемы с памятью?
Сергей Иванович считает, что говорить про перегруженность нашей памяти несерьезно. Значит, остается второе и третье: вернее третье и второе. Да, сначала мы не тренируем свою память, и только потом не можем запомнить что-либо.
Память надо тренировать, как мышцы на ногах. Он предлагает все время ее напрягать. Собственно, его упражнения — это ни что иное, как включение мозгов в работу, «пробуждение» памяти. Та информация, которой долго не пользуются, исчезает сама по себе.
Сегодня Сергей Иванович, вдохновленный результатами, уверен, что с его техникой диагностики можно далеко пойти. Например, в центр тестирования. Технология позволяет определить возможность абитуриента учиться успешно в высшей школе.
Ученик может хорошо знать, сколько будет «а» плюс «в», но учиться хорошо будет только тот, кто способен хорошо воспринимать информацию.
Если абитуриент усваивает условную информацию на 90-100 процентов, он будет учиться в вузе хорошо. А если только на 50 — учиться в вузе ему будет тяжело. Это аксиома. Поэтому педагог снова и снова говорит о том, что нужно развивать умение учеников работать с информацией. Кто его слышит?
Он не обращался в Министерство образования и науки РК. Последнее, кстати, вряд ли знает, кто такой Офицеров. Между тем доклады конференции, на которой он будет выступать, будут изданы, и о нем узнает весь СНГ. Россияне намерены найти полезные новации в области образования и привнести их в массы.
У нас же в Казахстане, после знакомства с работами Офицерова, все как один говорят, что это безумно интересно, полезно, прогрессивно, но дальше похвальбы дело не идет. Правда, ряд учебных заведений, сделавших ставку на настоящий интеллект, работают по его методике и вместе с ним. Но департамент образования город молчит, Министерство образования — отмалчивается.
Проверьте себя…
В его аэробике для мозга нет тестов на интеллект в чистом виде. Но все упражнения, которые он предлагает, так или иначе способствуют интеллектуализации. Начнем с того: правильно ли вы дышите? Очень многие первоклассники ничего не знают про правильное дыхание, а значит, они не могут правильно говорить и… думать. Своих маленьких учеников Сергей Иванович учит вдоху через нос — выдоху — на счет: один, два, три, четыре, пять. Затем ребята делают вдох, а на выдохе говорят: «Я — Петров Вася, я учусь в первом классе. Моя классная руководительница — Александра Петровна». Дальше — больше. Ученикам постарше предлагается на каждую букву алфавита придумать слово, или придумать 20 мужских имен, назвать 10 математиков и перечислить направления, в которых они работали, посчитать от одного до сорока одного, перечислив нечетные цифры. В ход могут идти очень жизненные логические задачи: «Например, я увидел объявление в газете: продаем соль и уголь. Спрашиваю у ребят — что в них общего и чем они отличаются?» — говорит Офицеров. Или он задает банальный вопрос: «Что такое карандаш, что такое шнурки?», и ученики понимают, что описать привычные для них вещи — не так-то просто. В его интенсивной терапии — 15 упражнений. Среди них упражнения для глаз, языка, для правой и левой руки, упражнения на развитие памяти, речи, логики.
В общем, как он сам любит повторять — порыться в левом и правом полушариях всегда полезно. Вот только знают ли об этом чиновники от образования?