После публикации материала “От звонка до пинка” (7 августа 2016 г. “Казахстанские чиновники все чаще откупаются от тюрьмы за большие деньги”) на сайт газеты обрушился поток комментариев. Люди считают, что “человеком, у которого нечиста совесть и у которого есть счета за рубежом, легко манипулировать”. И “спасение такие предатели ищут в родственных связях”. “Нам не выжить, если мы, граждане Казахстана, не будем честно служить отечеству ради будущих поколений… Если к вершинам власти не будут приходить умные и честные, которыми будет гордиться нация, – история сотрет нас со своих страниц”.
Самые радикальные комментаторы вообще предлагают ввести смертную казнь за коррупцию: “В Сингапуре за взятки расстреливали. За 10–15 лет – сегодня это одна из самых развитых стран в Юго-Восточной Азии”. “Поддерживаю. Зато не смогут откупиться в судах”. “Тех, кто разворовывает страну, надо признать террористами и расстреливать с конфискацией”. “Если можно украсть и откупиться в суде – это приведет к разрушению всей государственной системы, моральному разложению”. “В 1937-м за кражу горсти зерна с колхозного поля давали 15 лет… Сейчас все уже думают, что можно откупиться… Нет порядка, к которому призывал нас Бауыржан Момышулы”. “Надо расстреливать за взятки. Тогда будет порядок”…
Только один комментатор заметил, что
“Всех не перестреляешь”
Он отважно высказался “против ветра”: “Сегодня государству, наверное, выгоднее, чтобы люди не бездельничали за решеткой за счет налогоплательщиков”. То есть деньги – против срока. Мысль простая: человек наказан материально и морально – факт судимости в биографии присутствует. Зачем же патроны тратить?
Пару лет назад разговаривал с человеком, которого осудили на немалый срок за участие в коррупционной махинации. Согласно материалам следствия и заключению суда, он и его “подельники” нанесли государству ущерб в сотни миллионов тенге. Хотя какие-то сомнения по этому делу до сих пор терзают мозг не только у меня. Потому что подход суда к этому делу, по мнению ряда читателей “КАРАВАНА”, был “избирательным”.
“Какая выгода стране, если сидели такие досрочно-освобожденные “преступники”, как Жаксыбек Кулекеев и Серик Буркитбаев? Сажали громко – выпустили втихаря. Что-то не срослось в титрах приговора?.. Я думаю, что на воле они принесут стране больше пользы, чем за решеткой – своими мозгами и своим профессиональным опытом”.
Не только деньги любят тишину
Еще один читатель тоже заинтересовался: “Почему знаковые арестанты чаще всего выходят на волю по УДО? Это наталкивает на мысль, что суды не всегда бывают объективны”.
Справка “КАРАВАНА”
Экс-министр экономики и торговли, экс-министр образования и науки, экс-председатель агентства по статистике, экс-глава Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, экс-президент АО НК “Казахстан темир жолы” Жаксыбек Кулекеев был задержан сотрудниками финполиции 1 апреля 2008 года якобы при получении взятки в 100 тысяч долларов. Осужден на 3 года за превышение служебных полномочий и должностные злоупотребления. По факту взятки оправдан судом. Освобожден условно-досрочно в конце октября 2009 года.
В ходе суда, напомню, прокурор Еркин Шарипов просил для Жаксыбека Абдрахметовича 10 лет лишения свободы с содержанием в колонии строгого режима и конфискацией имущества. Не прокатило. В своем последнем слове обвиняемый заявил: “Я считаю себя законопослушным гражданином… у меня не было причины стать преступником. Всё, что случилось, считаю результатом преступной провокации, организованной против меня определенными лицами… Люди, оговорившие меня в совершении тяжкого преступления, не только совершили страшный вред, но и сами попали в сеть порочного круга”…
Справка “КАРАВАНА”
Экс-министр транспорта и коммуникаций, экс-глава АО “Национальный научно-технологический холдинг “Самгау”, экс-президент “КазМунайГаза”, экс-директор Казахского института нефти и газа (КИНГ) Серик Буркитбаев был арестован в сентябре 2008 года по обвинению в коррупции и приговорен к шести годам. Вышел в ноябре 2012-го по УДО. С ним по тому же делу проходили еще 8 человек. Досидели почти все.
По этому делу вообще мутная история. Припомнили и чудовищный брак при строительстве трассы Алматы – Астана. Ну да, вышел местами проселок, а не дорога. Осталось там только мертвых с косами расставить. И тишину установить. Сколько там бабла налево-направо и куда попало ушло, никто так и не подсчитал. Но в то дело эти эпизоды не вошли.
С другой стороны, Серик Минаварович не сам же все это придумал, раз по УДО вышел? Кто-то, сейчас уже не вспомню точно, так прокомментировал выход г-на Буркитбаева: “Лучше без должности, но на свободе”. Наш герой сегодня на должности, только не очень заметной.
Кстати, как заметил классик, “причудливо тасуется колода”: бывший президент “Казахстан темир жолы” Жаксыбек Кулекеев после освобождения был назначен управляющим директором по корпоративному развитию Казахского института нефти и газа, которым некогда командовал г-н Буркитбаев. Случайное совпадение?..
Цитата в тему.
Независимый экономист Айдар Алибаев: “То, что преподносится у нас в качестве борьбы с коррупцией, больше похоже на сведение счетов, борьбу за власть либо является просто имитацией борьбы с коррупцией”.
Да, к слову, в прошлом году КИНГ оптом – вместе с 26 “дочками” – продали неизвестному инвестору за семь с половиной миллиардов тенге и 52 тиына…
Бабло и воля
“Почему “КАРАВАН” не публикует суммы, которые коррупционеры внесли в бюджет, чтобы отмазаться от тюрьмы?”. “Бывший председатель агентства по регулированию естественных монополий Мурат Оспанов откупился за миллиард тенге. И три месяца работал менеджером в фирме, которая выращивает поросят – какой-то символический знак. Свинья уже сотни лет является эталоном копилки. Хороший сигнал для других коррупционеров?”. “Сколько эти козлы украли у народа и сколько ущерба возместили?”. “А кто считал, на какую сумму принесли пользы стране те коррупционеры, которые откупились?”.
Могу ответить нашим читателям на последний вопрос пока только тремя свежими фактами. Первый: суд Актау оштрафовал за взятку главу областного департамента комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Темирбека Махамбетова на 4 миллиона 242 тысячи тенге. Его заместителя Айткула Онаева – на 18 миллионов с конфискацией имущества и пожизненным запретом занимать госдолжности. Второй: директор ГКП “Узень-Жылу” Бостандык Акшабаев оштрафован на 9 “лямов” – и тоже пожизненно занимать госкресло своими чреслами. А неделю назад экс-начальнику департамента обороны Актюбинской области Галымжану Байтурину суд рекомендовал выплатить почти 6 миллионов тенге штрафа – за поборы с подчиненных и не пожелавших служить в армии “откосячников”. 35-кратный штраф в размере взяток с конфискацией имущества.
А вот сколько должны госказне коррупционеры и сколько уже выплатили – отличный вопрос! На неделе руководитель следственного департамента Национального бюро по противодействию коррупции Сергей Перов сообщил, что, согласно 312-й статье Уголовного кодекса, для взяточников предусмотрена возможность избежать лишения свободы – 50-кратный штраф. Если в крупном размере и в группе по предварительному сговору – то 70-кратный.
За полгода такими штрафами наказаны 152 фигуранта на 654 миллиона тенге.
В прошлом году – 320 лиц на два миллиарда. Сколько от них “упало” в бюджет страны – пока неизвестно.
Алматы