Шар "Алатау" возвратился из Перми - Караван
  • $ 479.71
  • 533.77
+12 °C
Алматы
2024 Год
24 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Шар "Алатау" возвратился из Перми

Шар "Алатау" возвратился из Перми

В конце этой весны на авиашоу в Байсерке взлетал в небо ярко-лимонный шар, поражая зрителей за версту своим тропическим, необычным колором, обещая нечто неожиданное и радостное.

  • 6 Августа 2008
  • 1753
Фото - Caravan.kz

Тогда пилот аэростата Ярослав Толстов сказал, что он и его команда (штурман Владимир Третьяков, второй пилот Сергей Семенкин и помощник пилота Эльдар Токтамысов) собираются ехать в Пермскую область, на 14 -й Чемпионат России по воздухоплаванию на тепловых аэростатах.
Наш сайт решил узнать: осуществились ли их планы, для чего взял эксклюзивное интервью у пилота Ярослава Толстова.
Казахстанский флаг — в десятке сильнейших
Как стало известно, казахстанцы вошли в 10-ку сильнейших. При этом они летали на аэростате, по цветовой палитре очень похожем на флаг Республики Казахстан. А совсем новый, желтый шар в результате неудачного приземления оказался в дремучем лесу, его макушка повисла на громадной столетней березе, и, слегка зацепившись за сучок, порвалась. Поэтому и было принято решение пересесть на еще более новый шар. Судейская коллегия пилотов, по-российски гостеприимная, дала свое «добро»!
Сразу же бросается в глаза купол: золотые крылья и солнце на синем фоне. Такой броский, яркий аэростат на любом аэродроме мира виден издалека. Он абсолютно оригинален среди других воздушных шаров. Второго такого в мире не существует! Оболочку аэростата Толстов и его команда специально заказали в подмосковном городе Жуковский, где с давних пор развита авиационная промышленность.
К счастью, шар «летающий символ Казахстана» не попал в список аутсайдеров! Впрочем, сами собой напрашиваются вопросы к «Комитету по спорту и туризму». Однако, обо всем по порядку.
О гонках под облаками
— Ярослав, в истории воздухоплавания Казахстана известны прославленные пилоты, которых уже, к сожалению, нет среди нас. Скажите, вы были учеником кого-то из чемпионов XX века?
— Да, я был знаком и летал и с Михаилом Николаевичем Литвиновым, и Виктором Александровичем Загайновым. Я учился у них.
— Как давно вы летаете сами? Сколько у вас часов налета на данный момент?
— В свободном полете — около 80 часов налета, и в привязном режиме — 300 часов.
— Оба ваши аэростата, вернее, эти две оболочки, лимонно-желтую и синюю как флаг, вы заказывали в России. На каком именно предприятии они сделаны, сшиты?
— Обе оболочки, «Верный» (желтая) и «Алатау» (синяя) сделаны в Жуковском, на предприятии «Авиатрон». Оба аэростата новые, спортивного класса. Предприятие «Авиатрон» — рекордсмены России, именно на их оболочках пилоты сделали рекорд России по дальности. Они изготавливают даже мини-аэростаты, так называемые «хоперы», а это нечто новое, более популярное на западе Европы. Это такой аэростат, рассчитанный на одного человека, который летает не в корзине, а в подвесной системе, расположенной под куполом. Украинцы сумели на «хопере» сделать рекорд даже под землей, их пилоты летали на этом аэростате в какой-то знаменитой украинской пещере!
— Вы закончили Академию гражданской авиации в Алматы, по какой специальности?
— Техническая эксплуатация бортовых и пилотажно-навигационных комплексов.
— В Армии, в Вооруженных Силах Республики Казахстан служили?
— Служил, с 2005 по 2006 год, как положено выпускникам ВУЗа. Совершил 16 прыжков с парашютом. Первый прыжок сделал с высоты около 3000 метров, в тандеме прыгал. Второй свой прыжок уже совершил с парашютом «Д 1-5у», с военного вертолета. В общем, готов и к труду, и к обороне! Хоть сейчас могу выполнить любое задание, если надо!
— Наверное, российская команда была представлена сильными пилотами, тем более, что там есть штатная сборная команда, имеющая возможность постоянно летать, постоянно совершенствовать уровень пилотирования. Вы состязались с асами?
— В этих соревнованиях принимали участие достаточно сильные пилоты, можно сказать, профессиональные спортсмены, члены сборной команды России, имеющие возможность регулярно летать, тренироваться и принимать участие в различных соревнованиях. Что касается нашей, казахстанской команды, то мы и аэростаты приобрели (заказали на заводе) за свой счет, как желтый, так и синий, сделанный по мотивам государственного флага, с золотыми крыльями солнцем. Даже флаг Республики Казахстан нам достался не от Комитета по туризму и спорту, мы сами приобрели его на собственные деньги. Впрочем, и сама поездка на соревнования стала возможной только благодаря нашим собственным усилиям. Мы копили свои деньги, проще говоря, заработную плату. Кто-то ездит на Канары, поплавать в море. Мы рискнули принять участие в соревнованиях. Для нас это — серьезный вид хобби. Впрочем, ведь не только мы одни обожаем полеты. Многие любят летать.
Когда разыгрывалось упражнение «погоня за зайцем», мы взлетали рядом с асами.
Андрей Вертипрахов, организатор «Небесной ярмарки Урала» в городе Кунгуре, также принимал участие в полетах. Мы почти бок о бок стартовали на аэростатах.
— Расскажите подробнее о «погоне за зайцем», это упражнение, похожее на охоту?
— «Погоня за зайцем» — это одно из заданий. Когда аэростат-заяц стартует, остальные пилоты ждут. Через некоторое время они тоже начинают подъем (взлет). Выполняют свой полет таким образом, чтобы как можно ближе скинуть свой маркер (цветной мешочек с песком) к цели, к мишени, которую «заяц» обозначил на земле крестом.
— То есть, нужно как можно ближе подлететь и как можно точней попасть в цель?
— Да, и некоторые российские асы подлетали даже на высоте 20 см, что давало им возможность показать высочайшую точность попадания. Сильные пилоты.
— По какой схеме проводился чемпионат России среди пилотов аэростатов?
— Спортивное мероприятие по воздухоплаванию «Небесная ярмарка Урала» — грандиозное по размаху. С 6 по 12 июля состоялся XIV-й чемпионат по воздухоплаванию на тепловых аэростатах. Затем сразу же, с 12 по 16 июля проводился турнир «Воздушные баталии».
Было разыграно около 20 различных упражнений. Полеты были сложными. На Урале, в России, несколько иные ветра, нежели в Алматы. У нас, близ гор Алатау, есть уникальная «роза ветров», дающая отличную возможность возвращаться на место старта. Для территории СНГ — редкое явление. Это замечательная «роза»!
Летали в две смены. Вставали на рассвете, в 4 часа утра. Постановка задачи. Полеты. Затем днем — отдых (сон). После обеда, ближе к закату солнца — мы взлетали вновь, уже летали вторую смену. То есть, работали в две смены, летали много, полеты были сложные, интересные. Соревнования дают возможность по ходу дела учиться у тех, кто сильнее, кто летит рядом, то есть у тех, кто побеждает, потому что имеет более серьезный опыт пилотирования. Соревнования преумножают опыт пилотов. Что касается «Воздушных баталий», это увлекательное зрелище, что-то вроде игры под облаками, которую, собственно, сам организатор, Андрей Вертипрахов со своими помощниками придумал. Нигде в мире аналогов этому нет, только в России проводилось. Схема турнира такова: аэростаты как бы условно делятся на «две армии» (как в традиционных шахматах). В этом году были «армия синих» и «армия белых». Правила игры таковы: мы летали в небе, под нами был город Кунгур, условно (по схеме игры) поделенный на районы и особо важные объекты. Двум «воюющим армиям» необходимо было таким образом рассредоточиться, распределиться, чтобы в каждый «боевой вылет» шаром был «захвачен» … тот или иной «объект». Андрей Вертипрахов разработал саму игру и ее правила.
— Ярослав, наверное, были задания, по которым вы показали лучшие результаты?
— Да, в упражнении на дальность мы заняли 1-е место.
— А общекомандное место вычисляется по сумме баллов всех заданий?
— Да, и по этой сумме баллов мы получили наше 9-е место, среди 15 других команд.
— А вы сами уже бывали в России раньше? Когда, с каким успехом летали?
— В 2004 — м приходилось летать в составе казахстанской команды. Получилось так, что один из местных, пермских пилотов не смог летать на своем шаре. Мне предложили полетать на этом шаре. Я согласился и выиграл тогда 2-е место! Это было в том же Кунгуре, где проводятся ежегодно чемпионаты, фестивали.
Виктор Загайнов, конечно, участвовал во многих соревнованиях, Европы и мира. Он сам ездил, на своем автомобиле возил свой шар, свой экипаж, жену.
Однако, не всем и не всегда удается попадать на все соревнования. Нужны средства. Виктор Загайнов нёс флаг воздухоплавания Казахстана. Теперь, когда его не стало, есть мы, молодые спортсмены, я, и Дима Калачев, который, кстати, ездил в Японию (тоже за свой счет), там он брал в аренду аэростат, чтобы принять участие в чемпионате мира. На этом чемпионате он оставил позади себя даже опытных пилотов-россиян! Дима Калачев — выпускник нашей Академии Гражданской авиации.
Я не знаю, может быть еще есть люди в Казахстане, которые хотят заниматься воздухоплаванием не в коммерческих целях, а именно в спортивных, добиваться именно спортивных результатов.
— Ярослав, какие у вас планы на ближайшее будущее на поприще воздухоплавания?
— В следующем году мы планируем поехать в Кунгур, Великие Луки и в Подмосковье, в Дмитров, на чемпионаты по воздухоплаванию. В России воздухоплавание сильно развито, там около 4-5 предприятий, где изготавливают тепловые аэростаты, там проводится много спортивных фестивалей, очень развивают регионы.
— Как вы думаете, ориентировочно, сколько в России тепловых аэростатов?
— Порядка 200-300 шаров, но спортсменов- воздухоплавателей не так уж и много, единицы. Некоторые пилоты «раскручивают» компании, и под их флагом, брендом выступают. Предприятия, которых спортсмены рекламируют, сами их и спонсируют. Например, «ЭлВО», — завод электроники в Великих Луках. Он спонсирует пилота-спортсмена Виноградова. На западе это более развито. Был случай, когда единовременно компания «Кока-кола» заказала около 10 аэростатов, все они были изготовлены в форме бутылки с этим напитком, потом все они летали в небе, красные аэростаты типа «кока-кола»! В России летают аэростаты «Антигриппин», «Аэроволны», «Панасоник». Это не просто реклама, это и серьезное развитие воздухоплавания.
— А какого класса ваши новые аэростаты, желтый и синий, как флаг?
— Для того, чтобы аэростат был маневренным, он не должен быть слишком большим и громоздким. Поэтому мы заказали не очень большие, класса АХ-7, объемом всего 2200 м. куб, но бывают аэростаты размерами и поменьше.
— Вы хотите сказать, что аэростаты, как и гоночные машины, должны быть не очень большими, но поворотливыми, каплевидными, для улучшения их аэродинамических качеств, для скорости и быстроты маневрирования, и других технических качеств?
— Именно так, аэростат должен быстро поворачиваться, маневрировать. Огромные аэростаты, с большими корзинами, рассчитанные на несколько человек, неуклюжи.
— Ярослав, у вас есть мечта, связанная с аэростатами, какие-то особенные планы?
— У меня есть большая мечта, организовать крупные соревнования, какие прежде организовывал Виктор Загайнов. Чтобы можно было пригласить в Алматы сотни воздухоплавателей со всего мира.
Можно будет летать близ гор в Каскелене, под Алматы. Там отличное место, возле гор уникальная воздушная обстановка, так называемая «роза ветров». Это могло бы привлечь к нам тысячи туристов. Но — нужна серьезная поддержка, Комитета по туризму и спорту, а также акимата. Это была бы реклама и всему Казахстану, и городу Алматы. Можно ежегодно устраивать такие фестивали по воздухоплаванию! Учитывая, что у нас в Алматы весна начинается раньше, чем в России, особо теплый весенний период, можно устраивать фестивали воздухоплавания «НАУРЫЗ». Это была бы реклама Алматы.
Когда я был в Перми, меня спрашивали, где я живу: в юрте или нет, ходят ли по улицам Алматы верблюды? Видимо, не все знают про нашу южную столицу и Казахстан, и что мы быстро развивающаяся страна, знают совсем немногие.
— Я желаю, чтобы никто не украл вашу идею, чтобы вы сами осуществили свои замечательные планы. Счастливых вам полетов и доброй погоды!

На фото: На старте экипаж РК («Алатау») и их соперники из России.