Шанс подняться с колен должен быть у всех - Караван
  • $ 483.23
  • 534.74
+12 °C
Алматы
2024 Год
2 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Шанс подняться с колен должен быть у всех

Шанс подняться с колен должен быть у всех

Общество забыло, что инвалиды - это в первую очередь - люди. На сегодняшний день в темиртауском городском добровольном обществе инвалидов состоят на учете 821 человек.

  • 21 Января 2010
  • 2623
Фото - Caravan.kz

Это инвалиды 1, 2 и 3 групп, активных, из числа тех, кому небезразлична собственная жизнь. Ведь в объединении не только защищают законные права и интересы инвалидов, но и всячески содействуют их широкому участию в спортивной, культурной и политической жизни города. Однако, как уверены специалисты, одного содействия изнутри организации. Незначительно и усердие родных и близких, необходимо, чтобы инвалид сам осознавал свою пригодность в социуме, не комплексовал, открывал в себе таланты, заводил друзей. Порой, проживая долгую жизнь в своих четырех стенах, человек с ограниченными возможностями так и не решается открыться перед обществом, боясь быть им отвергнутым, но есть и другие примеры.
Помощь — не то слово
— Почему я, инвалид 1 группы должен помогать себе подобным? — спросил меня председатель общественного объединения «Темиртауское городское добровольное общество инвалидов» Максим Валерьевич Иващенко в самом начале нашей встречи. — Чем может помочь нефинансируемая организация, существующая за счет спонсоров? Мы можем лишь объединить инвалидов, направить их в общественно полезную среду.
Тем не менее, нельзя сказать, что люди с ограниченными возможностями брошены на произвол судьбы. Больше десятка лет назад на базе общества были созданы клуб по интересам и клуб по созданию семьи, правда, изжившие себя почти сразу же.
— Есть большие сложности в организации таких товариществ. Во-первых, сам сбор людей предполагает либо чаепитие, либо танцы — первое слишком накладно, второе не всегда подходит инвалидам с нарушением опорно-двигательной системы или с патологиями внутренних органов. Зачастую даже среди «своих» инвалиды не могут раскрепоститься, поделиться радостями и печалями, поэтому все реже и реже посещают такие мероприятия, сводя свое участие в них к нулю. Поэтому мы пришли к выводу, что встречи инвалидов не должны быть частыми, но исключать их полностью нельзя. Например, с пользой проходит День инвалидов один раз в году, где у людей есть возможность не только показать свои творческие способности, но и пообщаться.
Благодаря поддержке объединения в Темиртау созданы различные спортивные секции, в которых по итогам соревнований уже выявлены свои лидеры — Дмитрий Хасанов, Ольга Прокопишина, Анатолий Самарин, Олеся Барашкина. В ДЮЦе «Алем» для детей и подростков с ограниченным потенциалом открыт клуб «Радуга», где развивают их художественные и хореографические способности. Судьба инвалидов небезразлична и отдельным горожанам. Среди них — спортинструктор по инвалидному спорту Ярослава Косулина. Она открыла для ребят двери в известные тренажерные залы города, организовала уроки лечебной физкультуры. Планы Ярославы всегда полны идеями — тренер ни минуты не оставляет мальчишек и девчонок без внимания: проводит концерты, спортивные состязания по армрестлингу, жиму лежа, легкой атлетике, собирает походы для отдыха на природе с хороводами и запеканием картошки. В ближайшем будущем спортинструктор намеревается объединить спортсменов в команду по плаванию.
Спасибо, мама и папа!
Кто бы что ни говорил, но лично я убеждена — родительская забота творит чудеса, гораздо большие, чем забота сторонних доброжелателей. Я знаю множество примеров, когда мамы, родившие детей-инвалидов, стесняясь и брезгуя ими, живут своей жизнью, тратя пособие по инвалидности и спонсорскую помощь для дитя на ремонт в квартире и покупку одежды для себя любимой. Приятно осознавать, что таких мам — единицы. Недавно я встретилась с семьей, в которой растут два больных мальчика. Но здесь их не считают недужными, да и сами парни не чувствуют себя обделенными. Еще бы — когда у четы Хасановых появился первый малыш, муж и жена буквально порхали над ним, любовь не переросла в ненависть, и когда Диме поставили диагноз ДЦП. Папа соорудил ему спортивный уголок с гирями и штангами, канатом и шведской горкой, и несказанно радовался, когда трехлетний сын забирался под потолок или брал в руки тяжелую железяку. Бросала кухонные дела и мама — каждое небольшое достижение ее Димочки сопровождалось возгласами «Ура!» и слезами радости. Сегодня Дима — очень обаятельный молодой человек с красивой мужской фигурой, победитель множества городских соревнований по бодибилдингу, армрестлингу и жиму лежа. И уже в прошлом больничные палаты, мамины причитания. Сейчас — он первый помощник дома.
— Второму ребенку Денису тот же страшный приговор — ДЦП — врачи вынесли, когда ему исполнилось 9 месяцев, — рассказывает Лариса Хасанова, мама Димы и Дениса. — В мотоцикле с люлькой мы объездили совхозы и поселки в поисках хорошего целителя, но заклинания магов и колдунов не помогали. Два года мы возили Дениса в Алматы к профессору — каждый раз ребенок тяжело переносил наркоз, многочисленные надрезы на мышцах долго заживали, причиняя ему физическую боль. Как говорил врач, методика должна была принести результаты через 12-18 подобных операций, но мы отказались — хотя бы малейшего улучшения не наблюдалось. Решили бороться с болезнью своими силами.
Денис, повторяя за старшим братом, стал заниматься в уголке. Но, несмотря на все усилия мальчика, родители понимали, встать на ноги, разговаривать и работать руками, как первый сын, Денис не сможет никогда. Однако не отчаялись. Дмитрий стал маминой палочкой-выручалочкой, особенно после операции по удалению грыжи, которую она «получила», таская уже повзрослевшего Дениса. Старший помогает выносить Дениса в коляске на прогулку, водить его по квартире, иногда — носить на руках, по-прежнему занимается с ним на домашних тренажерах. У мамы этих двух замечательных ребят светятся глаза, так, как порой не сияют у родительниц, воспитывающих совершенно здоровых детей. Женщина счастлива: ее семья — это маленький дружный мирок, где один за всех, а все — друг за друга.
Жил-был художник один…
Благодаря целеустремленности родителей, Денис, страдающий отсутствием моторики пальцев рук, не имеющий возможности говорить, самостоятельно передвигаться, тоже нашел в себе скрытые дарования. Домашние обнаружили, что их Денька умеет делать массаж, разминая своими ногами проблемные участки. После этой процедуры, как говорит Лариса Анатольевна, спазмы в теле и в голове улетучиваются без следа. Будучи помладше, мальчик научился обращаться с игровой приставкой, нажимая на джойстик пальцами ног, и уже скоро обыгрывал брата Диму, который «сражался» руками. Недавно Денис принял участие в первых в своей жизни спортивных соревнованиях по жиму лежа — в 20 лет 45-килограммовый парнишка отжимает ногами 80 килограммов. А два года назад он взял в ноги… карандаш. Его рисунки в самом начале больше напоминали абстракцию — альбомные листы пестрели разноцветными пятнами. Потом на бумаге стали появляться невнятной формы человечки и роботы. Затем Денис обводил по контуру пластмассовых зверей из его собственной коллекции, позже — начал срисовывать кукол издалека, разукрашивать. Сейчас у Дениса около сотни работ, и на первый взгляд очень сложно определить, что они выполнены ногами. Следует учесть, что близкие не участвуют в художественном процессе — Денис никому не дает приложить руку к своим картинам. Минута славы наступила для Дениса на 5-м открытом фестивале творчества и спорта для детей-сирот, детей и подростков с ограниченными возможностями «Милосердие и добро без границ», проводимого в Караганде.
— Четыре года об этом фестивале в городе не было ни слуху не духу, ни общества инвалидов, ни работники акимата, ни социальные работники не доводили до сведения родителей и опекунов о мероприятии, — рассказывает спортинструктор Ярослава Косулина. — За несколько дней нам удалось собрать группу детей, желающих показать себя, подать заявки на участие. Всегда скромная, мама Димы и Дениса Хасановых лишь улыбнулась на мое предложение выставить рисунки Дениса на конкурс. После недолгих убеждений, мы отсняли процесс рисования, чтобы доказать жюри подлинность картин, вставили художества в рамки, и через несколько дней отправились на фестиваль.
На фото, сделанном на фестивале — Денис вне себя от радости. Ведь он — впервые в жизни смотрит на людей с большой сцены, держа в руках свой первый подарок, «заработанный» ногами.
Злая реальность
— Дима и Денис ни разу не оставались запертыми в квартире, один на один со своими неприятностями, переживаниями, со своей болезнью — они всегда с нами. Мы часто вывозим детей в зону отдыха, в каркаралинские леса, на водохранилище, летом — «пропадаем» на даче. Сыновья очень любят плавать. Я боюсь, что если группа по плаванию среди инвалидов будет собрана, Денис, имеющий сложную степень ДЦП, не сможет тренироваться вместе со всеми — ему нужен отдельный тренер, которого, как известно, в Темиртау нет. Власти не позаботились и о специально оборудованных спортзалах для больных ДЦП, — говорит Лариса Анатольевна, — занимающийся армрестлингом ногами, Денис обречен лишь на домашние тренировки.
Общество почти ничего не предусмотрело для таких детей, как Денис. Когда мальчику исполнилось 16, его маме пришлось доказывать через суд, что Денис — недееспособный, он не может самостоятельно получать госпособие по инвалидности. Теперь Лариса Хасанова — социальный опекун над своим родным сыном, только получив этот статус по решению суда, женщина получила право снимать пенсию Дениса с его книжки. В марте 2009 года, когда правительство отменило принятое в 2005 году решение о предусматривании индивидуального помощника для инвалидов, имеющих затруднения в передвижении, Хасановы лишились части средств, направленных на лечение Дениса. Ведь тогда, в 2005 году, Лариса Анатольевна стала первой мамой, которая «устроилась» к родному сыну индивидуальным помощником, и за сопровождение его во время досуга, отдыха, похода по магазинам, получала заработную плату от государства.
— Я знаю, что после отмены постановления 2005-го года многим инвалидам все-таки оставили помощника, а нам врачи так и заявили — вот если бы Денис ходил, разговаривал, учился или работал, тогда бы он имел законное право на сопровождающего. Позвольте, а для чего тогда он будет нужен?
— Если по закону Денис имел бы право на помощника, мы в обязательном порядке защитили его интересы, но правосудие, к сожалению, не на его стороне, — резюмировал Максим Иващенко, председатель общества инвалидов. — Хотя, чисто по-человечески, мне жаль мальчика, он очень нуждается и в физической, и в материальной поддержке.
Представители государственной власти противоречат сами себе. Сначала депутаты и министры возрождают инвалидный спорт, инициируют поправки в законодательные акты, предусматривающие увеличение перечня видов помощи людям с ограниченными возможностями, таких как обеспечение техническими средствами для коррекции дефектов, гигиеническими и тифлотехническими средствами; упрощают процедуру медицинского освидетельствования; расширяют список гарантированного объема бесплатной медпомощи. И в то же время лишают инвалидов, не имеющих возможности передвигаться, и без того ничтожных льгот — услуг индивидуальных помощников.
Все красиво только на бумаге, а в жизни — единственный тренер по инвалидному спорту в городе получает мизерное жалованье, организация секций и кружков в большей части воспринимается в штыки владельцами или директорами спортивных клубов и комплексов, какое-либо стремление детей-инвалидов проявить себя в творчестве критикуется и осмеивается. Все мы забыли, что инвалиды — это люди. И, глядя на мальчишек Хасановых, смею предположить, что они на голову выше многих из нас. Нужно только дать им шанс подняться и удержаться в обществе.