Чем же они отличаются, и как на этом фоне выглядит вполне жизнеспособная Шанхайская Организация Сотрудничества?
Сегодня, 2 июня 2005 года, в Астане состоялось второе заседание секретарей Советов безопасности государств-участников Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
В заседании приняли участие секретарь Совбеза РК Болат Утемуратов, министр общественной безопасности КНР Чжоу Юнкан, исполняющий обязанности заместителя министра иностранных дел Кыргызстана Кадырбек Сарбаев, секретарь Совбеза России Игорь Иванов, секретарь СБ Таджикистана Амиркул Азимов и исполнительный секретарь ШОС Чжан Дэгуан.
В повестку дня заседания, по сообщению пресс-службы МИД РК, внесены вопросы безопасности и стабильности на пространстве ШОС и в соседних регионах, меры по укреплению сотрудничества государств-участников ШОС в противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму. Кроме того, участники заседания рассмотрят проекты ряда документов ШОС.
В настоящее время становятся актуальными вопросы, связанные с дальнейшим развитием ШОС.
Например, в каком направлении пойдет ее развитие — по пути географического расширения рамок и участников (а интерес к ней сегодня проявляют Иран, Индия, Пакистан, Монголия и даже США), претендуя в перспективе на роль некоего азиатского НАТО в борьбе против мирового исламского терроризма, либо она будет развиваться исключительно в рамках уже созданной системы, с акцентом на развитие программ экономической и гуманитарной направленности?
В то же время нужно понимать, что с географическим расширением ШОСа спешить нельзя.
На сегодня члены ШОС и так уже разнородны. Но в то же время со всеми странами, уже тяготеющими к данной организации необходимо сотрудничать.
Сейчас как никогда актуальной становится тема сотрудничества в области безопасности, в том числе военной безопасности.
В частности, уже сейчас целесообразно рассмотреть вопрос, как может измениться обстановка в регионе, когда США начнут, например, операцию против Ирака, ослабив свое присутствие в Афганистане, а талибы, перегруппировавшись, проведут серию контрударов.
Сегодня много разговоров ведется по вопросам дублирования ШОС функций других межгосударственных объединений. Так, например, многие сравнивают ШОС и ОДКБ. Здесь нужно отметить, что существует ряд отличий между данными организациями.
Во-первых, шанхайский союз не занимается оборонными вопросами — приоритетным направлением этой организации является противостояние международному терроризму и сепаратизму, борьба с контрабандой оружия и наркотиков и охрана границ Азиатского континента.
Во-вторых, в ШОС входят не только государства Содружества, как в ОДКБ, но и Китай — самая крупная страна Азиатского региона и важный стратегический партнер как России, так и Казахстана.
В то же время наиболее острой проблемой на сегодня является вопрос об эффективности самой структуры ШОС в критических условиях. Так, во время действий антитеррористической коалиции в Афганистане ШОС фактически повторила синдром ОДКБ — никак не отреагировала на происходящие события.
Не было проведено какого-либо коллегиального обсуждения создавшейся ситуации в рамках ШОС, не было выработано согласованной и четкой позиции. Таким образом, можно утверждать, что ни ОДКБ, ни ШОС в современном исполнении пока не смогли исчерпывающе решить вопросы безопасности и стратегической стабильности центрально-азиатского региона.
Что касается СВМДА и ШОС, то здесь налицо несколько отличий. СВМДА — это форум для диалога и консультаций по проблемам азиатской безопасности, а ШОС — организация со своим уставом и исполнительными органами.
Действительно, между ШОС и СВМДА немало общего, поскольку они занимаются вопросами обеспечения безопасности в Азиатском регионе, но их функции и организационная структура имеют большие различия.
В то же время между ШОС и СВМДА нет противоречий — они работают параллельно и позитивно дополняют друг друга.
Перспективы ШОС
По мнению многих экспертов, несмотря на значительное усиление влияния в регионе Соединенных Штатов, все же основную роль в обеспечении безопасности и стабильности будут играть страны Центральной Азии, а также Китай и Россия.
В этой связи потенциал у Шанхайской организации сотрудничества значительный.
Как это ни парадоксально звучит, но именно общие угрозы безопасности стали самым мощным фактором активизации интеграционных процессов в рамках Шанхайской организации. Кардинальное изменение ситуации в связи с Баткенскими событиями заставило прийти к пониманию, что угроза отнюдь не иллюзорна. Трансформация «Шанхайской пятерки» в Шанхайскую организацию сотрудничества с участием в ней Узбекистана подтверждают эту мысль.
Государства-участники ясно отдавали себе отчет, что центром угрозы со стороны радикального исламизма является Афганистан, а объектами — государства Центральной Азии, Чечня, Синьцзян. Что касается дееспособности, то можно утверждать, что ШОС уже ее проявила.
В настоящее время, экономическое направление сотрудничества постепенно начинает обретать более четкие очертания на основе создаваемой правовой базы в рамках ШОС.
Как было заявлено сторонами, Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия намерены к 2020 г в рамках ШОС обеспечить полную свободу движения товаров, капиталов, услуг и технологий. Председатель Госсовета КНР В.Цзябао, в частности, предложил постепенно создать свободную экономическую зону в рамках Шанхайской организации сотрудничества.
Главы правительств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) приняли совместную долгосрочную программу до 2020 года.
Китай, Россия и четыре центрально-азиатских государства — Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан — договорились создать зону свободной торговли. В этом случае появляется необходимость совершенствовать инфраструктуру торгово-экономического сотрудничества, особенно правовую, банковскую и финансовую.
В связи с вышеупомянутым, ШОС имеет вполне конкретные перспективы развития, которые при взаимодействии всех стран-членов данной организации в ближайшем будущем смогут обрести реальные контуры.