Шаги командора - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
+8 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Шаги командора

Шаги командора

Реализация программы вхождения Казахстана в число 50 наиболее развитых стран мира - вот что должно стать "альфой и омегой" деятельности нового правительства под руководством Карима Масимова.

  • 18 Января 2007
  • 842
Фото - Caravan.kz

Это стало ясно после первых заседаний нового Кабинета министров, первых шагов нового премьера, которые свидетельствуют: пришло время решительных перемен во всех структурах управления государственной власти.
Логика действий нового правительства диктуется объективными условиями, которые складываются как внутри страны, так и в мировой экономической системе, с которой казахстанская экономика становится все более связана.
Внутренний диссонанс между стратегическими задачами модернизации всей экономики Казахстана и устаревшей системой государственного управления, экономическими и социальными процессами стал очевиден.
Рекордные темпы роста ВВП при исключительно благоприятной конъюнктуре на основные экспортные товары, прежде всего на нефть — это, конечно, очень хорошо. Но требуется прорыв на магистральных направлениях развития.
А именно: модернизация и диверсификация экономики Казахстана; переход промышленности к новым, современным технологиям; повышение эффективности от топливно-энергетического комплекса; эффективное управление государственными активами; активная социальная политика и многое другое.
Все эти задачи правительством Д. Ахметова решались, но медленно, тяжело, с организационными и бюрократическими препонами. А в некоторых случаях правительство ярко обнаружило свое управленческое и организационное бессилие.
И прежде всего, в тех вопросах, которые касались большинства казахстанцев, их экономического и социального благосостояния — проблемы в наделении граждан страны земельными участками, провалы в здравоохранении и образовании, в научном обеспечении реформ всем очевидны…
Карим Масимов заявил, что без мобильного и профессионального государственного аппарата, без продуманной и стройной системы управления невозможно решение стоящих перед страной задач. Административная реформа, безусловно, назрела.
Чиновников в стране с каждым годом все больше, сегодня их число приближается к показателям времен советского «застоя», а работают они все хуже. Простейшие управленческие вопросы вязнут в болоте различных бюрократических процедур и согласований.
Одновременно чиновники получили права управленческих решений в сфере бизнеса, что является питательной почвой для различного рода аффилированности власти и бизнеса и чрезвычайному распространению коррупции. Такая система неподъемной гирей висит на экономике, мешает ей развиваться в по нормальному, рыночному пути.
Колоссальные средства, которые государство направляет в экономику и социальную сферу используются крайне неэффективно, экономические результаты от них низки.
Есть и другие факторы, игнорировать которые невозможно. Ведь от нарастающих тенденций в мировой экономике, как и от судьбы, как от «шагов командора» — не уйти. Инфляция, с которой так долго и безуспешно боролось прежнее правительство, по- видимому, станет постоянным спутником казахстанской экономики на ближайшие годы. Это связано прежде всего с большими расходами бюджета и бизнеса, которые необходимы для модернизации экономики, а также с неизбежным ростом социальных расходов.
Если бы такие расходы делались в период максимальных доходов от экспорта сырья — тогда инфляцию можно было бы удержать в пределах 5-6 процентов. Но цены на нефть, по прогнозам многих мировых экспертных агентств, начали свое медленное, но неостановимое падение.
К 2009 году они должны достичь планки в 50 долларов за баррель, или даже еще меньше. В таких условиях у Казахстана просто нет времени на раскачку, как и сказал в своих первых выступлениях новый премьер, необходимо срочно менять всю структуру экономики, развивать на новой основе несырьевые сектора, повышать отдачу от каждого вложенного в экономику тенге.
Легкие времена заканчиваются, наступают суровые будни трудной экономической борьбы и конкуренции в международном масштабе.
Неслучайно поэтому первым делом обратили внимание на административную реформу. Буквально на днях Президентом был подписан Указ «О мерах по модернизации системы государственного управления РК». Он закрепляет основные принципы, подходы и приоритеты модернизации деятельности центральной и региональной исполнительной власти.
Согласно уже заявленной К. Масимовым программе этих преобразований, вырисовывается такая структура государственного управления: центральные исполнительные органы, прежде всего Кабмин, отвечают за выработку и реализацию государственной политики в масштабах всей страны.
Министерства становятся основными ответственными органами за разработку и проведение в жизнь общенациональных программ развития, а их комитеты и другие подразделения — за оперативную реализацию этих программ на практике.
Местные же исполнительные органы осуществляют свои, региональные программы развития, в пределах соответствующих административно — территориальных единиц.
Важнейшим элементом административной реформы должна стать новая система оценки деятельности государственных органов. Не по объемам освоенных средств бюджета, а по реальным результатам эффективности, таким, как снижение уровня заболеваемости, сокращения числа бедных, улучшения образования, создание новых производственных мощностей и рабочих мест и т.д. — вот по каким результатам должна оцениваться работа всех государственных структур.
Одновременно должен быть ужесточен контроль за расходованием государственных средств по назначению.
Для реализации положений Указа об административной реформе была создана межведомственная комиссия, а правительство образовало четыре рабочих группы, которые уже в ближайшее время должны представить конкретные предложения по изменениям в структуре и функциях государственных органов; в системе оплаты труда государственных служащих и штатного расписания министерств и ведомств; порядка взаимодействия между различными исполнительными структурами.
Другая группа займется разработкой предложений по изменениям в правоохранительных органах. Третья группа разрабатывает вопросы совершенствования методов стратегического планирования, повышения квалификации работников госаппарата, а также ей поручена разработка стандартов государственных услуг, которые должны стать законом для каждого чиновника.
Ей же поручено разработать предложения по улучшения надежной взаимосвязи между госорганами и населением, граждане должны иметь возможность сами оценивать работу тех или иных государственных структур. Последнее представляется самым революционным новшеством в нашей системе госорганов, хотя в Европе такой подход считается нормальным и единственно возможным уже лет пятьдесят…
Четвертая рабочая группа займется вопросами законодательного обеспечения процесса административной реформы, причем здесь важно не только вовремя разработать соответствующие законодательные акты, но и оперативно провести их через парламент, чтобы процесс этот не затянулся на месяцы томительных обсуждений и поправок.
Это потребует тесного взаимодействия в парламентом, для чего в правительстве создаются также новые структуры.
Одними из первых шагов К. Масимова стали встречи с руководителями государственного холдинга по управлению госимуществом «Самрук», Фондом устойчивого развития «Казына», холдинга «КазАгро», совещание в Министерстве сельского хозяйства, создание первой в стране социально-предпринимательской корпорации «Сарыарка».
Везде в своих выступлениях премьер проводил основную мысль: пришло время реальных и глубоких изменений, решительного внедрения новых принципов корпоративного управления. Казахстанцы уже в этом году должны ощутить результаты улучшения деятельности национальных компаний и институтов развития, причем сами должны иметь возможность оценивать их работу по четким, понятным и прозрачным критериям.
Что касается аграрного сектора, то здесь первостепенной задачей является повышение его эффективности, развитие перерабатывающих отраслей, переход к новым технологиям и новым методам управления и маркетинга. Огромный потенциал казахстанского сельского хозяйства до сих пор остается нереализованным. Минсельхозу поручено в короткий срок предоставить программу модернизации отрасли.
Новые задачи стоят сегодня перед Кабмином и в сфере науки, технологического обеспечения экономической реформы, образования и повышения квалификации кадров, здравоохранения.
Думается, эти вопросы встанут на «повестку дня» уже в ближайшее время. Времени на раскачку нет, и неумолимая логика экономического и социального развития страны сегодня требует резкого ускорения.