Значит так: вчера с высокой трибуны министр образования и науки РК помпезно говорил о том, что нам надо повышать статус учителя, а сегодня учитель вполне может обойтись и без статуса, и без зарплаты?!
Впрочем, учительская общественность не очень-то надеялась на то, что съезд что-то изменит в системе образования. Поэтому съезд прошел почти незаметно для большинства учителей страны.
У них, как оказалось, на тот момент были совсем другие заботы и совсем другие головные боли, нежели у министра образования и науки РК. Кстати, выступление последнего на съезде вызывало откровенную скуку. Он читал свой доклад, а присутствующим казалось, что все они толкут воду в ступе. Абсолютно мертвое выступление.
После него в кулуарах можно было услышать, что доклад, гладко сложенный из пунктов ранее принятой программы развития образования до 2010 года, мог и не звучать. В нем не было никакой необходимости. Ни одной живой проблемы, ни одного существенного факта. Общие фразы, программные цели. Снова перечислялись ожидаемые реформы в начальном звене школы, в профессиональной подготовке кадров, вузовской и послевузовской системе. Конечно, съезд собирался, чтобы обсудить программу, но не в общих чертах, а в деталях, в спорных моментах, в болевых точках. Ничего «больного» в докладе министра не было. Впрочем, не чувствовало и самой боли за вверенное ему министерство.
Куда более эмоционально и заинтересовано звучало выступление президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, откровенно обеспокоенного и качеством образования, и результативностью уже проводимых реформ. Первый человек страны вынужден был признать, что несмотря на бесконечную модернизацию в области образования, предпринятые меры так и не обеспечили повышения качества образования.
При этом президент тактично разделил ответственность за будущее страны, заявив, что не кто-то там не справился с поставленными задачами, а мы все вместе не смогли адаптировать образование к новым условиям.
Да и как это могло случиться, если основа основ знаний — учебная литература до сих пор остается предметом недоумения и откровенных насмешек со стороны учителей, учеников и их родителей, но только не чиновников от образования.
Они рапортуют на каждом совещании, что книги пишутся, редактируются, переделываются, издаются. Страна находится в бесконечном книжном буме, а качества знаний все нет и нет. Откуда ему взяться — спросил президент, — если я собственными глазами видел эти перлы. И процитировал несколько моментов из книг, чем вызвал бурное оживление в рядах делегатов. Учебники по познанию мира и биологии грешат не просто научными неточностями, в них собраны откровенно бредовые вещи, типа «отряд птенцовых среди птиц». Такое даже в страшном сне не придумаешь! У птиц есть отряд гнездовых, но птенцовых, извините…
Так же президент подверг существенной критике учебник истории Казахстана — ту самую книгу, которой страна гордится с 1997 года! В ней столько национального самодостоинства, что ученики вынуждены заучивать назубок устройство древних курганов, вес древней булавы, расстояние, на которое может пролететь стрела. Учебник истории Казахстана для старших классов рассчитан на детей с феноменальной памятью, которым незачем думать, надо всего лишь выучить сотню-другую памятных дат — вот и вся история! Президент был потрясен, как в учебники, которые имеют официальную одобрительную оценку Министерства, попали легенды и мифы, выдаваемые за научные факты?
Это же непозволительное мракобесие и откровенное невежество. Засорять головы учеников тем, что не имеет под собой доказательной основы? А потом требовать с детей глубоких знаний? А если прибавить к низкопробному содержанию еще огромное количество грамматических и стилистических ошибок, то можно прямо завтра распустить все министерство. Зачем оно такое с такими книгами новой волны? Президент назвал подобные книги — фальсификаторами, которые вряд ли могут стать хорошими помощниками учителей в деле воспитания и образования молодого поколения.
В заключение своего выступления по поводу качества книг президент страны предложил учредить специальный приз авторам наиболее выдающихся образовательных ляпов. Приз в виде калоши, должен без слов напоминать о том, где в данный момент оказался тот или иной учитель, автор книги. Потому как «сесть в калошу» с такими отечественными умами может не только отдельный ученик или учитель, но и все министерство, и система в целом. Президент был потрясен и искренне огорчен, что за столько лет независимости, при зеленом свете образовательных реформ, до сих пор в стране нет нормального толкового интересного учебника новейшей истории.
Отдельной темой в выступлении президента стал казахский язык. Для чиновников из министерства он давно перестал быть проблемой: в школы пришли учителя, язык изучается со второго класса, количество часов увеличилось, учебники выпущены. Однако только у президента страны хватило духу признать, что все эти мероприятия оказались неэффективными и безрезультатными. Дети как не знали языка, так и не знают. Учебники для русских школ по-прежнему грешат отсутствием логики, последовательности. Дети учат язык не потому, что его в школе преподают, а потому, что рядом живет сосед-казах, который, собственно и занимается с ребенком по-новому учебнику. Русскоязычные родители не в состоянии разобрать в умной книжке ни одного задания! Разве это учебники? Это головоломки, которые никак не могут быть помощниками в учебе. При этом весь Казахстан бурлит авторскими методиками, учителями-новаторами, которые хоть сейчас поделятся опытом преподавания языка.
В каждом городе найдется десяток таких самородков, у которых вся школа давно говорит на казахском языке. Однако департаменты не могут внедрить местный опыт, потому как Министерство рекомендует совсем другие новации. Собственно, президент страны не собирался вникать в причины, по которым страна до сих пор не говорит на государственном языке. Он просто посоветовал чиновникам: если не можете сами создать методику изучения языка, позаимствуйте ее у заграничных коллег. Не надо нам доморощенных открытий, дайте результат!
Ну а закончилось выступление, посвященное изучению языков, однозначной ориентацией страны на полиязычность. Президент подтвердил, что Казахстан намерен внедрять в школах трехязычье. Русский, иностранный и казахский языки уже с этого учебного года будут внедряться в отдельных гимназиях. Правда, первый человек страны еще не знает, что по этому поводу думают сами учителя и ученики. На съезде почему-то общественность не захотела выступить по данному вопросу, может потому, что трехязычье было провозглашено как перспектива развития страны? Но на сегодня ученики, в чьих школах уже объявили о переходе на обучение на трех языках, пребывают в панике. Эксперимент начнется в гимназических классах с гуманистическим уклоном, то есть физику на английском дети изучать не будут: но литературу, историю, географию, эстетику — вполне, вполне…
Также президент одобрил переход школ на двенадцатилетнее образование. А круглый стол, посвященный данной теме, и работающий в рамках съезда, признал, что здесь у государства дела обстоят более- менее хорошо. Что касается вузовского образования, то и тут президент проявил знание дела и принципиальность видения. Нурсултан Назарбаев откровенно заявил, что страна не нуждается в заочных специалистах, поэтому с заочным образованием надо кончать. Дипломы заочников не котируются на рынке труда, значит надо перестать их откровенно тиражировать. Надо давать людям знания, а сделать это можно только на очном отделении вузов. И последнее, что реально предложил сделать президент в целях спасения системы образования, это передать вузам НИИ, которые некогда входили в систему академии наук. Молодые кадры должны заниматься наукой не на пальцах, как сегодня, а на конкретных научных базах, тогда образование будет результативным, и только тогда страна вырастит молодые научные кадры, потребность в которых сегодня более чем велика.
Пресс-служба министерства образования сообщила, что на съезде присутствовало около 1000 делегатов. Когда люди вернулись на места, оказалось, что они не в состоянии рассказать — что же было на съезде?
Все вспоминали выступление президента и его шутливо-позорную номинацию «калоша». Ай да съезд?!