Очевидно, не впечатлившись прошлогодним конферансом Алека Болдуина и Стива Мартина, на этот раз устроители церемонии пригласили пару помоложе и, главное, разнополую – Энн Хэтуэй и Джеймса Франко. В случае с Хэтуэй наверняка было учтено и то, как здорово актриса подыграла ведущему Хью Джекману на церемонии в 2009 году. Что касается Франко, то тут и вовсе не тривиальный случай – ведь Джеймс номинирован на “Оскар” за роль в картине “127 часов” Дэнни Бойла! Правда, статуэтка ему вряд ли достанется – уж больно сильны конкуренты.
Лучший фильм
Давайте обо всем по порядку, и начнем с главной категории. Здесь после прошлогоднего ретронововведения снова представлено десять фильмов. Какие-то из них попали в номинацию просто потому, что надо же было собрать десяток картин, и шансов на победу не имеют никаких – речь, в частности, о третьей “Истории игрушек” и криминально-социальной драме из жизни штата Миссури “Зимняя кость”.
Главным же фаворитом формально должен являться британский The King’s Speech (“Королевская речь”), который в нашем переводе предпочли превратить в пафосное “Король говорит!”. Эта лента представлена в 12 номинациях, что является рекордом нынешнего года, и недавно получила британский аналог “Оскара” – премию BAFTA, но при этом уступила “Социальной сети” “Золотой глобус” (приз иностранных журналистов, аккредитованных в Голливуде). И все говорит за то, что именно между очень британским и очень американским кинофильмами и развернется основная борьба за звание лучшего из снятых в 2010 году.
Поставлю на “Социальную сеть” по двум взаимосвязанным причинам. Во-первых, фильм у Дэвида Финчера действительно получился очень американским – трудно найти сейчас более актуальную для Штатов историю, нежели тернистый путь из ботаников в миллиардеры нью-йоркского паренька, создавшего с нуля самое популярное интернет-сообщество – Facebook. Во-вторых, эта история совершенно точно ближе американским академикам, нежели мучения боявшегося публичных выступлений и не могшего связать двух слов перед микрофоном британского монарха Георга VI, к слову, 60 лет как умершего.
Одно только смущает: гильдия продюсеров (именно продюсерам, а не режиссеру вручается главный “Оскар”) отдала свой приз как раз английской ленте…
Но тут самое время вспомнить год 2007-й, когда обласканная призами и критиками британская “Королева” считалась фаворитом “Оскара”, но при шести номинациях получила лишь одну статуэтку – для Хелен Миррен. А кто победил в тот год, помните? Правильно – “Отступники”! Не самый лучший фильм Мартина Скорсезе, зато про Америку – даром что ремейк гонконгской “Двойной рокировки”. И наверняка история четырехлетней давности повторится.
Второй эшелон претендентов составляют “Боец” – классический байопик о боксере (на этот раз о реальном чемпионе Микки Уорде), коих в Америке уже сняли предостаточно и снимут еще; “Железная хватка” (братья Коэны попробовали себя в вестерне, пересняв классику с Джоном Уэйном, и сорвали кассу – это их самый успешный в коммерческом отношении фильм); “Черный лебедь” (оригинальное двойное прочтение Дарреном Аронофски “Лебединого озера”) и “Начало” Кристофера Нолана.
А к аутсайдерам, помимо уже упомянутых “Зимней кости” и “Истории игрушек”, можно отнести ленты “127 часов” (Дэнни Бойл также снял байопик, но не о боксере, а об альпинисте, который пятеро суток провел в глухом каньоне, придавленный валуном, и героически из этой ситуации выбрался) и “Детки в порядке” (классический инди-фильм, кои присутствуют в номинантах каждый год, но в лучшем случае получают “Оскар” за сценарий).
Вероятность победы:
“Социальная сеть” – 50 процентов, “Король говорит!” – 40 процентов, “Железная хватка”, “Боец”, “Черный лебедь” и “Начало” – по 2 процента, “127 часов”, “Зимняя кость”, “Детки в порядке” и “История игрушек: большой побег” – по 0,5 процента.
Лучшая режиссура
В этой номинации все претенденты очень сильны. Меньше шансов у Дэвида О. Расселла. Режиссер, ранее снимавший лишь второсортные боевики (“Три короля”) и комедийные мелодрамы (“Взломщики сердец”), после шести лет (!) молчания вдруг разразился крепкой биографической драмой о Микки Уорде, которая, правда, сделана чересчур схематично.
Немного шансов, как ни странно, и у братьев Коэнов. “Железная хватка” – фильм типично коэновский, но и ничего нового об Итане и Джоэле, как о режиссерах, мы из него не узнаем. Да и коэновские отточенность и совершенство, наличествовавшие в “Старикам тут не место”, в “Железной хватке” отсутствуют.
За Аронофски только то, что при культовом характере его картин Даррен не только “Оскар” не получал, но и номинируется впервые! На мой взгляд, “Черный лебедь”, может, и не лучший фильм Аронофски, но определенно вершина его стиля, попыткой совместить реальность и мистику, показать грани таланта и безумия отсылающая нас к его дебюту – ленте “Пи”.
В лидерах же Дэвид Финчер (“Социальная сеть”) и Том Хупер (“Король говорит!”) – то есть американо-британского противостояния нам опять не избежать. Финчера умудрились не номинировать за филигранные “Семь” и “Бойцовский клуб”, но при этом номинировали за “Загадочную историю Бенджамина Баттона”, статуэтку, впрочем, справедливо не дав. И если уж Финчеру брать “Оскар”, то почему бы не сейчас, когда ты снял крепкую современную драму, построенную фактически на одной болтовне, и нашел баланс между динамикой “Бойцовского клуба” и созерцательностью своего же “Зодиака”?
Остается только добавить, что у Финчера в активе уже есть “Золотой глобус” и BAFTA этого года, тогда как Хупер парирует дубль главного конкурента наградой режиссерской гильдии – приз от коллег фактически уравнивает шансы фаворитов.
Вероятность победы:
Дэвид Финчер (“Социальная сеть”) – 40 процентов, Том Хупер (“Король говорит!”) – 30 процентов, Даррен Аронофски (“Черный лебедь”) – 15 процентов, Итэн и Джоэл Коэны (“Железная хватка”) – 10 процентов, Дэвид О. Расселл (“Боец”) – 5 процентов.
Лучшая мужская роль
Год назад Джефф Бриджес обошел Колина Фёрта, сейчас американец и англичанин вновь соперничают, и пришло время Фёрту брать реванш. Ему уже отдали и “Золотой глобус”, и BAFTA, и, главное, премию гильдии киноактеров.
Так что конкурентам придется потесниться, хотя Хавьер Бардем, как всегда, великолепен в “Бьютифул” Алехандро Гонсалеса Иньярриту, что на днях было подтверждено испанским “Оскаром” – премией “Гойя”, ставшей для Бардема пятой по счету – больше нет ни у кого!
Что касается Джесса Айзенберга и Джеймса Франко, то у них, если продолжат в том же духе, все впереди. Да и, положа руку на сердце, не оскаровские это роли. Пришло время “дядюшке” уехать на Британские острова.
Вероятность победы:
Колин Фёрт (“Король говорит!”) – 60 процентов, Хавьер Бардем (“Бьютифул”) и Джефф Бриджес (“Железная хватка”) – по 15 процентов, Джесс Айзенберг (“Социальная сеть”) и Джеймс Франко (“127 часов”) – по 5 процентов.
Лучшая женская роль
Несомненная фаворитка – Портман, как и Фёрт, собравшая полный урожай всевозможных призов. Натали с 13 лет входит в когорту талантливейших актрис современности, но вот награды до сей поры обходили ее стороной. Через несколько дней все должно окончательно встать на свои места. Хотя конкурентки у нее очень достойные.
“Мужик”, глава семьи лесбиянок, у Аннетт Бенинг вышел крайне достоверный; только ради Николь Кидман можно смотреть “Кроличью нору”; юная Дженнифер Лоуренс грозит стать настоящей звездой (совсем скоро мы увидим ее в новых “Людях Икс”), и только про роль Мишель Уильямс ничего не могу сказать – просто потому, что не видел картину “Грустная валентинка” (у нас ее название с какого-то перепуга переводят как “Голубой Валентин”).
Вероятность победы:
Натали Портман (“Черный лебедь”) – 65 процентов, Аннетт Бенинг (“Детки в порядке”) – 20 процентов, Николь Кидман (“Кроличья нора”), Дженнифер Лоуренс (“Зимняя кость”), Мишель Уильямс (“Грустная валентинка”) – по 5 процентов.
Лучшая мужская роль второго плана
В этой номинации все хороши! И не будь Кристиана Бэйла, борьба здесь была бы ожесточенной. Но Бэйл, ради “Машиниста” исхудавший до состояния скелета, и для “Бойца” преобразился, выдав соло-концерт в роли боксера-наркомана, прошедшего через тюрьму и разрыв с братом, но сумевшего вернуться. И даже жаль блестящих Джона Хоукса в роли другого наркомана – жестокого снаружи, доброго внутри; Джереми Реннера, сыгравшего безжалостного, но преданного бандита; Марка Раффало и его героя – “отца” из банка спермы для детей двух лесбиянок; и Джеффри Раша, чей доктор Лог своими методами сделал из Георга VI настоящего короля.
Вероятность победы:
Кристиан Бэйл (“Боец”) – 65 процентов, Джеффри Раш (“Король говорит!”) – 20 процентов, Джон Хоукс (“Зимняя кость”), Джереми Реннер (“Город воров”), Марк Раффало (“Детки в порядке”) – по 5 процентов.
Лучшая женская роль второго плана
Двойное представительство “Бойца” иллюзорно – у Эми Адамс нет шансов на статуэтку. Главный же фаворит – Мелисса Лео, блестяще сыгравшая мамашу огромного семейства, родившую двух сыновей от разных отцов, причем оба стали профессиональными боксерами и соперниками, но не за титулы, а за материнскую любовь.
Это вторая номинация для Лео – как и для Хелены Бонэм Картер, которая хоть и взяла BAFTA, но на “Оскар” вряд ли сможет претендовать. Отмечу также непонятное отсутствие в списке Милы Кунис, составившей отличный дуэт на контрапункте с Натали Портман, и 14-летнюю Хэйли Стейнфелд, ничуть не тушевавшуюся на одной площадке с Джеффом Бриджесом и Мэттом Дэймоном.
Вероятность победы:
Мелисса Лео (“Боец”) – 60 процентов, Хелена Бонэм Картер (“Король говорит!”) – 25 процентов, Эми Адамс (“Боец”) – 10 процентов, Джеки Уивер (“Царство зверей”) и Хэйли Стейнфелд (“Железная хватка”) – по 2,5 процента.