Иногда наткнешься на «перл», то есть, на сайт до которого у создателей (учредителей, вдохновителей, support team) есть время, «доходят руки» — и душа радуется. И наоборот. Увидишь унылое заброшенное местечко и создается ощущение, что сайт делался исключительно для того чтоб отчитаться за статью расходов, на это предусмотренную. У всех есть, и нам надо. А надо ли?
Если некому и некогда выкладывать тексты, заниматься интерактивностью, проводить опросы? Если никто не занимается его продвижением, рекламой, то есть, в конечном счете, увеличением посещаемости?
Конечно, содержать созданный ресурс не всегда трудная задача. Особенно, если это корпоративный сайт, на котором находится «одноразовый» контент.
И совсем другое дело — электронная газета или информационный портал.
За последние пару лет в зоне KZ произошло много подвижек, открылось много новых веб-студий и появилось немало интересных работ.
Если брать электронные версии традиционных СМИ, то все же чувствуется географическое засилье южной столицы.
На 10 алматинских изданий: пара шымкентских, тройка карагандинских, чуточку Астаны, Актобе, Актау и Уральска. Но активизация региональных студий налицо. Давайте пробежимся по верхушкам.
Откровенно порадовала электронная версия областной газеты «Южный Казахстан» (http://www.yujanka.kz/). Потому что чувствуется серьезный и тщательный подход. Своевременное обновление. То есть понимание, что от того насколько тщателен «уход», «полив» и «прополка», настолько обильными будут и всходы. То есть посещаемость, заинтересованность и цитируемость.
А вот чистой воды сетевое СМИ http://arka.medialaw.kz/ — на казахском языке. Карагандинский сайт Центра правовой помощи СМИ. В рубрике «СМИ и история» рассказывается об истории, этапах развития казахско-язычных СМИ и о формировании в настоящем.
В рубрике «Личность» — полномасштабный обзор СМИ на гос.языке, теле- и радиопрограмм, об их редакциях и известных журналистах, об интересных публикациях и программах. Рассказы о творчестве молодых журналистов, консультации именитых коллег, о путях совершенства журналистского мастерства, предложения и мнения по этому поводу, о детских изданиях ит.д.
В рубрике «Образование» материалы о профессиональной подготовке журналистов, о журналистких факультетах ВУЗов республики, в том числе о казахских отделениях, проблемах подготовки акул пера.
http://mediaprovinces.kz/ — очень оригинальное воплощение давно развивающихся в Интернете идей. Ребята из Караганды по мере сил освещают мир региональной журналистики. Новые издания, открывающиеся в регионах, обзоры карагандинской прессы, юмористического толка, объявления на конкурсы среди журналистов, которых в Караганде довольно много, и вообще, надо отметить, они активные, талантливые, зубастые и с юмором.
http://www.kerek.info/ex/ — актюбинский казахстанский информационный портал. Хотя информации там кот наплакал, но главное преимущество в свете внутригосударственной языковой политики — налицо.
Что касается более крупных и известных информационных заведений, то вот тут http://www.inform.kz/ — представляет себя в Сети агентство Казинформ. Основное отличие — 4 текстовые версии, то есть к тройному стандарту каз.+рус.+ англ. добавлен казахский на латинице (кто не знает, у многих разработчиков существуют проблемы с корректным отображением шрифтов в разных браузерах, специально для таких случаев и предназначается четвертая версия)
Кроме того, на веб выложен собственный фотоархив. За основу, (принципиальную, платную), судя по всему взят Итар-Тасс.
Кстати, вот тут http://www.profit.kz/ пример того, что сетевые и периодические издания необязательно могут и должны быть посвящены политике и экономике. PROFIT — сетевой ресурс о новостях и событиях казахстанского рынка информационных технологий. Ко всем публикациям предъявляется два основных требования: материалы имеют причастность к теме информационных технологий и в той или иной мере затрагивают интересы казахстанских участников рынка. Узко и специфично? Зато «своя ниша».
Что касается электронных версий крупных еженедельных газет, то лишь в Караване ( www.caravan.kz) предусмотрены гибкие условия и обилие (по мере надобности) иллюстративного материала для текстов.
Известия-Казахстан (www.izvestia.kz), Комсомольская Правда (www.kp.kz) и АиФ (http://www.aif.kz/) похожи как близнецы братья. Разумеется, не внешне, а по структуризации и подаче.
«Деловая неделя» (www.dn.kz) идет по пути наименьшего сопротивления. Экономно и просто. Если не сказать — примитивно. Явно делается подручными средствами, поэтому во главу угла ставится лишь своевременное обновление и более ничего. Архив организован через поисковую систему Яндекс, поэтому, попав вовнутрь и отвлекшись, уже не поймешь в каком номере за какое число находишься.
http://www.forpost.kz/. Совершенно потерялся во времени и этот сайт. Никаких упоминаний НИГДЕ о том, КОГДА происходят описываемые события. Тем же страдает http://www.randevu.nursat.kz/, но приз за оригинальность все же полагается отдать сайту http://www.nn.kz/ (сетевая версия «MN-Новостей недели»), который до сих пор на первой странице поздравляет своих читателей с новым 2004-м годом, при этом, перестав существовать в бумажной версии (читайте — обновляться), смело выдвигает себя на интернет-премию AWARD-2004.
Официальная «Казахстанская правда» — http://www.kazpravda.kz, — не так давно сменила дизайн. Не сказать, чтоб он стал более современным, но то, что произошло упорядочение хаотического смешения материалов — несомненно.
Однако и тут не обошлось без легкого культурного потрясения: нечаянно сравнив две работы веб-группы SoftDeCo, собственно сайт «Казправды» и сайт одного из казахстанских изданий по информационным и компьютерным технологиям «Interface» (http://interface.kz/), ваша покорная слуга как-то закручинилась по поводу многих, хоть и мелочей вроде бы, но откровенно сделанных «под копирку» — архива, элементов дизайна, рубрикатора…
Этот http://news.kkb.kz/ ресурс всегда стремился стать похожим на РБК. По охвату, серьезности, авторитетности и прочим признакам, лежащим на поверхности.
Разумеется, немалая доля новостей о себе, своих благотворительных акциях и привлечениях заемов, депозитах, налоговых проверках, но в то же время очень много дайджеста из Рунета. На мой взгляд, роскошно и непозволительно много. Особенно для информационного сайта в доменной зоне KZ. Хотя с другой стороны их можно понять: все внутриказахстанские информационные источники имеют свои (довольно известные и раскрученные) ресурсы и заниматься их перепечаткой — нецелесообразно.
В общем и целом, конечно, нам далековато еще до рунетовских монстров вроде http://www.lenta.ru/, http://www.vesti.ru/, http://www.ytro.ru/, http://www.strana.ru/, в которых работает от 60 и больше человек и цифра годового бюджета которых гораздо выше одного миллиона долларов.
Однако есть к чему стремиться. Потому что по данным статистиков именно сетевые СМИ занимают среди пользователей второе место по посещаемости после поисковых систем.