Сергей ЛУГАНСКИЙ. Ближний круг героя - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Сергей ЛУГАНСКИЙ. Ближний круг героя

Сергей ЛУГАНСКИЙ. Ближний круг героя

К нашей большой радости, после выхода материала о дважды Герое Советского Союза летчике Сергее ЛУГАНСКОМ (“Забытый герой”, “Караван”, № 18 от 9 мая 2014 г.) на связь вышли его близкие родственники, которых мы долго пытались разыскать через различные государственные и общественные организации.

  • 6 Июня 2014
  • 7427
Фото - Caravan.kz

Поэтому сегодня мы можем рассказать о том, каким был Сергей Луганский в кругу семьи, с чем он не мог смириться и из-за чего сильно переживал. Обо всем этом мы говорили с Ниной ЛУГАНСКОЙ – снохой легендарного летчика-истребителя

449 вылетов на свидание со смертью

Но сначала хочется сказать о боевых подвигах Сергея Луганского… К сожалению, даже о таких героях Великой Отечественной войны помнят и знают немногие. Как и то, что всего четыре казахстанца (все они – летчики) были удостоены звания дважды Героя Советского Союза. Один из них – Луганский.

Он родился 1 октября 1918 года в крестьянской семье в городе Верном (ныне – Алматы). В 1938-м окончил в Оренбурге школу военных летчиков. Во время войны с белофиннами (1939–1940 гг.) совершил 59 боевых вылетов, сбил один самолет противника. Великую Отечественную начал под Таганрогом, а закончил в Берлине. На его счету – 390 боевых вылетов, лично сбил 37 самолетов врага и еще 6 – в группе. Он не боялся смерти. Так, две воздушные дуэли завершил тараном. Мастерство позволило ему оба раза благополучно посадить самолет на своем аэродроме. В одном из боев Луганский отбил атаку вражеских истребителей на штурмовик дважды Героя Советского Союза казахстанца Талгата БЕГЕЛЬДИНОВА.

Боевые подвиги Сергея Луганского отмечены двумя “Золотыми Звездами” Героя Советского Союза, двумя орденами Ленина, орденом Александра Невского, двумя орденами Красной Звезды и медалями. В 1949-м, окончив Военно-воздушную академию, он служил на командных должностях в войсках противовоздушной обороны. В 1964-м вышел в запас в должности генерал-майора авиации и вернулся на родину – в Алма-Ату.

“Все равно моей снохой будешь!”

– Я – сноха Сергея Даниловича, была замужем за его сыном Александром, – поясняет Нина Степановна.

– Когда вы впервые увидели Сергея Луганского?

– 23 февраля 1964 года на собрании, посвященном празднованию Дня Советской Армии и Военно-Морского флота. Он как раз вернулся в свой родной город – Алма-Ату. Тогда его пригласили к нам, в среднюю школу № 39, выступить перед учениками. Я училась в 11-м классе и впервые увидела его.

– Какое впечатление он на вас произвел?

– Сергей Данилович был невысокого роста, но очень широк в плечах. Он производил впечатление очень цельной и сильной личности.

– А как вы познакомились с его сыном?

– Это произошло позже. На 50-летний юбилей моей мамы в качестве гостя был приглашен и Сергей Данилович. Я уснула, а он подошел, разбудил меня и сказал: “Вставай! Все равно моей снохой будешь!”. Так оно и случилось. Он познакомил меня со своим сыном Александром, высоким и красивым молодым человеком. Мы полюбили друг друга и 19 декабря 1967 года распи­сались в загсе.

Просто батя

– У Сергея Даниловича кроме сына ведь были еще дети?

– Да, старшая дочь Лариса. Но она вышла замуж за военного и уехала с супругом в Белоруссию еще до того, как я вышла замуж. Она всю жизнь проработала врачом и сейчас проживает в Москве.

– Где вы жили после свадьбы? Наверное, дважды Герой Советского Союза добился, чтобы вам дали отдельную квартиру?

– Нет, мы с мужем жили в квартире на улице Тулебаева вместе с Сергеем Даниловичем. Отдельную квартиру получили потом.

– Но ведь Сергей Луганский жил на Тулебаева не один?

– Он жил вместе со своей женой Марией Аркадьевной и тещей Клавдией Ивановной.

– С вами, получается, пять человек… А сколько комнат было в квартире?

– Три.

– Как вас приняли новые родственники? Наверное, вы сразу отправились на кухню?

– Нет-нет. В семье Луганских готовила теща, Клавдия Ивановна. Готовила она просто бесподобно.

– Как называли своего легендарного свекра? По имени-отчеству?

– Нет, ему это не нравилось. Я звала его батя.

Партийная зависть?

– Испытывал ли Сергей Данилович трудности, выйдя в отставку?

– Финансовых трудностей не было. Он получал весьма солидную пенсию, но очень хотел работать. Ведь ему было всего 46 лет, чувствовал себя полным сил и стремился приносить пользу государству. Но, к сожалению, ему это не дали…

– Почему?

– Я не знаю. Но тогда так относились не только к Луганскому – ко многим участникам войны. Может, партийные руководители просто опасались, что фронтовики могут составить им конкуренцию. Помню, вернувшись из очередного высокого кабинета, он расстроенно махнул рукой и с досадой произнес: “Посидели, поговорили – и все вокруг да около!”. Сергей Данилович считал, что его знания и огромный профессиональный опыт в области авиации следует использовать по профилю. Ждал назначения на должность директора хотя бы небольшого аэродрома. Тогда как раз строился Бурундайский аэродром. Говорил: дайте мне возможность трудиться, я ведь “Звезды” надевать на службу не стану. Но его так и не назначили…

– Любопытно как-то он сказал про “Звезды”. Неужели партийные руководители завидовали ему из-за того, что он дважды Герой Советского Союза?

– Не знаю, но просто так Сергей Данилович этого бы не сказал. Значит, были основания. Наверное, кто-то этим “Звездам” сильно завидовал.

Гаражная отдушина

– Он часто надевал парадный китель с наградами?

– Нет, я за все время лишь раза три видела его в форме, и только потому, что его приглашали на официальные мероприятия. Причем он никогда не надевал настоящие “Звезды” Героя, а носил дубликаты. Из одежды предпочитал штатское – брюки, рубашку и какую-нибудь куртку.

– Чем он занимался?

– К нему постоянно приходили люди, просили помочь получить квартиру или устроить на работу, отправить на лечение. Он старался всем помочь. Во дворе дома № 125 на улице Тулебаева, где мы жили, у него был большой гараж. Сергей Данилович проводил там немало времени. Чаще всего люди могли застать его там.

– Он с соседями общался?

– Конечно, к нему заходили соседи – знаменитый писатель Сабит МУКАНОВ, известный хирург, член-корреспондент Академии наук Казахской ССР Александр СЫЗГАНОВ. Но чаще всего они встречались в гараже. Это был не простой гараж, там все блестело, имелись водопровод и канализация. Сергей Данилович был очень аккуратным человеком, терпеть не мог, когда одежду развешивали на спинках стульев. В гараже с друзьями-соседями играл в шахматы.

Тепло души

– Если был гараж, значит, была и машина?

– Две машины: “Волга” – ГАЗ-21 и “козлик” – ГАЗ-69. Он очень любил технику, обожал ездить на автомобилях, но чинить сам – терпеть не мог! Поэтому, допустим, если машина заглохнет, то он обычно звонил сыну и просил приехать, починить. Иногда поломку ему помогали устранить милиционеры.

– Как он относился к вам, своей снохе?

– С большой теплотой. Помню, как он волновался, когда в ноябре 1968 года я попала в алматинский роддом № 1 на сохранение. Сергей Данилович навещал меня каждый день, приносил фрукты и цветы. Cоветские роддома особой чуткостью к пациентам не отличались. Когда пришла пора рожать, обнаружила, что медицинский персонал не обращает на меня никакого внимания! Я не могла дозваться ни медсестер, ни врачей.

Не знаю, чем бы все это безо­бразие закончилось, если бы не Сергей Данилович. Он как раз пришел, увидел, в каком я состоянии, и немедленно вызвал главного врача… После того как родила дочь Оксану, Сергей Данилович отвез нас домой.

После инсульта

– Приблизительно в это время его пригласили в ЦК Коммунистической партии Казахской ССР и сказали, что хотят назвать одну из улиц Алма-Аты его именем, – продолжает Нина Степановна. – Сергей Данилович попросил, чтобы ему дали возможность выбрать улицу, но не успел: 27 ноября 1968 года у него случился инсульт. Вся правая сторона была парализована, он потерял речь, не мог нормально ходить, но рассудок его не пострадал.

– Что явилось причиной инсульта?

– Точно не скажу, этого даже врачи не знали. Скорее всего, его сильные переживания по поводу того, что он не мог добиться для себя работы.

– Когда ему стало легче, он мог самостоятельно ходить?

– Да, но не сразу. На лечение уходили очень большие деньги. Из Китая приехал специалист, он лечил Сергея Даниловича иглоукалыванием. Чтобы за все это платить, требовались большие деньги, пришлось продать машину. Мария Аркадьевна писала на листочке цифры – сумму, которую надо было просить за автомобиль, а Сергей Данилович, если соглашался, кивал.

– Сколько времени Сергей Луганский болел?

– Почти 10 лет, до 1977 года. Его состояние улучшилось, он даже начал говорить. Но умерла Мария Аркадьевна, его жена. Сергея Даниловича отвезли на кладбище, чтобы он выбрал место для захоронения супруги. Заодно выбрал место и для себя, как будто предчувствовал скорый уход. После Марии Аркадьевны скончалась ее мать – Клавдия Ивановна. Сергей Данилович пережил жену на 10 месяцев.16 января 1977 года произошел второй инсульт, и его не стало. Ему было всего 58 лет…

P. S. Дважды Герой Советского Союза летчик-ас Сергей Луганский похоронен на городском кладбище Алматы, рядом со своей женой… Герои уходят, но память о них нужно хранить, потому что такие люди, как драгоценные камни, – в единственном экземпляре. И предавать их имена забвению – значит предавать их и уничтожать целые страницы истории страны.

Алматы