Ярмарка тщеславия
В конце 90-х – начале 2000-х в Семее начался вал переименований улиц. Новые имена на карте города появлялись десятками. И если в одних случаях переименование не вызывало никаких сомнений, то в других казалось, что уличные таблички превращаются в новую форму подарков к юбилеям. В какое-то время власти Семея решили даже пополнять бюджет на тщеславии сограждан – разрешение на переименование давалось, если инициаторы брали на себя обязательства благоустроить улицу. Стоит ли говорить, что этот процесс сразу превратился в привилегию толстосумов.
Размах прекратился с введением ономастического моратория. Теперь, когда запрет снят, вновь решили взяться за переименования. Но в Семее об этом знает только узкий круг людей. Никто не дает официальных комментариев, хотя говорят, что с документами о грядущих переименованиях познакомились депутаты городского маслихата. Теоретически, как только они примут решение, материалы передадут в республиканские инстанции. Успеют ли горожане высказать свое мнение и будет ли оно учтено? А ведь в “именной очереди” почти полтора десятка фамилий. Под это попадет и улица Ленина. Легко представить, какие споры разгорятся по поводу вождя мирового пролетариата. И неизвестно, не протиснутся ли втихаря под эту шумиху переименования из разряда все той же ярмарки тщеславия.
Роковое забвение
Споры о Ленине неизбежно накроют имя Каюма Мухамедханова, в честь него собираются переименовать улицу пролетарского вождя. Он – автор первого казахстанского гимна, основатель научного абаеведения. Подвергся тюремному заключению, пыткам и лагерному сроку за свои научные убеждения о поэтическом наследии Абая…”КАРАВАН” не раз рассказывал о судьбе этого удивительного человека (“Наследие Абая: разгром, тюрьма и… признание”, № 51 от 21 декабря 2012 г., “40 лет на торжество справедливости”, № 23 от 7 июня 2013 г., “Без звезд пленительного счастья”, № 43 от 25 октября 2013 г.
– В 2004 году мы ходатайствовали, чтобы в честь Каюма Мухамедханова назвали улицу Интернациональную, – рассказала директор Центра образования и культуры им. Мухамедханова, дочь ученого Дина МУХАМЕДХАН. – Это было бы символично: улица пересекается с теми, которые носят имена поэтов и алашордынцев, возвращению их наследия он посвятил свою жизнь. Нам отказали, сославшись, что на улице множество организаций, которым придется после переименования проходить процедуру перерегистрации. Взамен предложили улицу Ленина. Но прошло 10 лет, а улицы Каюма в его родном городе так и нет. Складывается впечатление, что их придерживают для угодных персон.
В этой истории много непонятного: если уж пришло время вычеркнуть имя вождя пролетариата, то почему бы не дать улице нейтральное название во избежание всплесков возмущений? Почему память о многострадальном ученом должна втягиваться в ономастические дрязги, ведь сторонники сохранения памяти Ильича неизбежно будут противопоставлять его новому названию. А если они отстоят улицу вождя, то в Семее так и не появится улица Мухамедханова?
Семей