Рожков находится на самой границе Казахстана с Россией. Здесь санитарно-защитная зона Чинаревского нефтегазоконденсатного месторождения, одного из крупнейших месторождений региона. Нефтяные вышки с горящими факелами окружают село почти со всех сторон. Еще чуть-чуть, и нефтяники установят буровые скважины в самом центре села. Именно это обстоятельство послужило поводом для переселения жителей Рожкова. Люди задыхаются от запаха сероводорода, выбросы которого вольно или невольно происходят периодически. Жить в Рожкове становится небезопасно. “У нас постоянные головные боли, глаза слезятся, головокружение. Особенно когда производятся выбросы, чувствуем себя очень плохо”, – жалуются сельчане, за считанные минуты собравшиеся в школе по случаю нашего приезда.
Безвластие и упадок
Когда-то это было одно из лучших сел Зеленовского района. Нынче о былой славе никто не заикается. Начальная школа – единственное государственное учреждение, имеющееся в селе. Никаких магазинов, клуба или частных предпринимателей нет – по той простой причине, что села-то официально не существует. Власти здесь тоже нет.
– Ни одной справки получить не можем, у меня недавно внучка родилась, нигде на нее документы не оформляют! – возмущается житель села Абулхаир Галиев.
Фельдшер принимает больных на дому, потому что здание медпункта не отапливается. А школа, где обучаются 26 ребятишек, отапливается углем и дровами, которые приносят сами родители. И это при том, что нефть льется здесь со всех сторон. Но самая главная проблема сельчан – это вода. Люди пьют воду из шахты, которая каждый раз засоряется. На некоторых улицах воды вообще нет.
Автобусного сообщения у несуществующего села с городом тоже нет. В Уральск при необходимости люди добираются на попутных КамАЗах, которые перевозят нефтепродукты с месторождения. Да и то если водителя удастся уговорить – по их словам, начальство это запрещает.
Обещанного два года ждут
Два года назад разработчик Чинаревского месторождения – компания “ЖаикМунай” – в соответствии с законодательством страны обязался переселить жителей села из санитарно-защитной зоны. Людям пообещали жилье в Уральске уже до наступления холодов. Народ стал собирать чемоданы.
– Мы сожгли старые фуфайки, которые в городе не пригодятся, стали резать и сдавать скотину, о заготовке на зиму дров и сена и речи не шло. Но в конце октября нам сказали: отбой! – вспоминает Людмила Бортник.
В ту зиму рожковцы с трудом выжили. Некоторым пришлось заново покупать скотину, за тридцать километров ездили заготавливать дрова, за большие деньги в соседних селах покупали корм для скота. У тех, кто купить не смог, коровы от голода стали пухнуть. Было горько и обидно.
В прошлом году громогласно было заявлено о переселении рожковцев в сентябре нынешнего года. Сейчас, как сообщил нашей газете генеральный директор ТОО “ЖаикМунай” Вячеслав Дружинин, компания обязуется переселить людей не раньше весны 2009 года.
Ошибка в расчетах
В этом году разработчик месторождения начал строительство 90-квартирного дома в Уральске для переселения жителей Рожкова. Но в селе-то проживают 119 семей! То есть 29 семей остаются как бы за бортом. На наш вопрос, почему дом строят не для всех жителей села, гендиректор “ЖаикМунай” господин Дружинин честно признался: произошла ошибка в расчетах. Тем, кому не хватит квартир в новом доме, инвестор предлагает купить квартиры на вторичном рынке жилья в Уральске или выплатить стоимость квартир. Девять семей уже воспользовались этим. Остальные ждут.
Но деревенский дом, в котором живут родители с женатыми сыновьями, нельзя сравнить с городской квартирой. Тем более что за эти два года некоторые семьи увеличились – люди женились, детей нарожали. Однако новые члены семей в расчет уже не берутся, два года здесь действует мораторий на прописку.
Дайте компенсацию!
Как бы то ни было, дом в Уральске уже строится и переселение – это вопрос времени, говорят сами сельчане. Теперь их волнует вопрос компенсации и подъемных. Сколько денег дадут? Хватит ли их на первое время, пока не устроятся в городе, не найдут работу?
Генеральный директор ТОО “ЖаикМунай” Вячеслав Дружинин признался нам, что не готов ответить на этот вопрос, он сейчас на стадии рассмотрения. Однако в связи с всеобщим кризисом, который не обошел и эту нефтяную компанию, ситуация очень сложная. “Давайте достроим дом, а там посмотрим. Если кризис будет продолжаться, о каких подъемных можно говорить?! Сейчас не до жиру…” – отметил Дружинин.
Этот самый кризис волнует и сельчан: смогут ли они в этих условиях выжить в городе без буренки, без собственного масла и сметаны, без подспорья в виде огорода? Большинство рожковцев – люди предпенсионного и пенсионного возраста, они вряд ли смогут трудоустроиться в городе.
Разработчик Чинаревского месторождения не скрывает, что, как только люди покинут село, здесь сразу же начнется бурение. Рожков стоит на нефти, и нефтяники крайне заинтересованы в том, чтобы здесь не было села с его жителями. Как сложится судьба людей после переселения – это уже никого не волнует.
Гульмира Кенжегалиева, фото автора, Западно-Казахстанская область