Сектор газа - Караван
  • $ 479.71
  • 533.77
+12 °C
Алматы
2024 Год
24 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Сектор газа

Сектор газа

Газоснабжение в Караганде и области сейчас проблема номер один. Разрешить ее пытаются разными способами: от смены монополиста, до использования прогрессивных биогазовых технологий.

  • 5 Мая 2005
  • 2080
Фото - Caravan.kz

«Алаутрансгаз» — уникальный карагандинский монополист. В отличие от поставщиков света, тепла и воды, эта компания среди 60 тысяч потребителей емкостного газа не имеет ни одного должника.
Собака на сене
От этого защищает стопроцентная предоплата. Однако этой зимой жителям Юго-Востока и центра города, оплатившим 700-800 тенге с квартиры по этой схеме, пришлось посидеть без газа. Вернее газ заправлялся в газораспределительные установки, но вот гореть в морозы не желал. Не было газа и после холодов в марте-апреле: залитой смеси хватало лишь на 15 дней.
— Дело в том, что заправляли летний газ, — рассказывает Галина Медведева, член экспертного совета при департаменте Агентства по регулированию естественных монополий. — Он намного дешевле, чем зимний. Естественно летний газ при низкой температуре воздуха замерзал. Ведь бутана в нем меньше, чем пропана. Когда было холодно, он оседал на дно и не горел. По норме летний газ должен содержать 25% бутана, а зимний 40. Если бы такой стандарт выдерживался, горожанам не пришлось бы сидеть зимой без газа. В последний раз проверка качества газа проводилась в январе 2003 года. Тогда она показала, что газ содержит неправильное соотношение бутана и пропана. С тех пор никаких контролирующих действий не было.
Вот монополист видимо и расслабился. Хотя и уверял в обратном.
— Получаемая нами казахстанская смесь соответствует ГОСТам, — уведомляла общественность вице-президент «Алаутрансгаза» Лидия Кучеренко, но процентное содержание пропана в смеси во всеуслышание не называла. — На состояние газа влияет множество факторов, грунтовые воды, количество остатка в установках.
Чрезвычайное положение и бесконечный поток жалоб потребителей совсем не устраивали акима области Камалтина Мухамеджанова, который много раз пытался заставить «Алаутрансгаз» работать лучше. Ведь перебои с газом в городе не единственная проблема: удаленный от центра Октябрьский район, где проживают в основном малоимущие граждане, вообще много лет сидит без газа. По данным заместителя акима города Анатолия Ессе, из 177 ГРУ в этом районе работает всего 137, остальные требуют капитального ремонта. По заданию властей из 82 газораспределительных установок отремонтировано лишь половина. Остались не отремонтированными 22 ГРУ в Пришахтинске и 18 в Майкудуке. И жители многоэтажек, несмотря на ежемесячные взрывы и пожары от «левых» газовых баллонов, продолжают пользоваться ими на свой страх и риск.
Из-за всех этих проблем в «Алаутрансгазе» только за прошлый год стало на 2800 абонентов меньше.
— Я уже год только тем и занимаюсь, что пытаюсь вам помочь, — распекал монополиста аким области в ноябре прошлого года. — Все городские структуры вам на помощь бросил. Назовите мне хоть одну область Казахстана, где аким бы столько сил положил, чтобы помочь частной фирме. У меня такое чувство, что оставшиеся 40 ГРУ вам просто не нужны. Я все равно этого так не оставлю. Я найду для Караганды еще одного поставщика газа. Из Петропавловска позову, из Омска. Пусть они тоже здесь работают, пусть составляют конкуренцию. И посмотрим в итоге еще кто кого сожрет».
Глава области стал подыскивать для потребителей альтернативного поставщика. Так у «Алаутрансгаза» появился конкурент — российское предприятие ООО «Акойл», имеющего собственное месторождение газа в Башкирии и завод по производству запчастей для ГРУ.
Советник генерального директора московского товарищества Есенгельды Мустафетов прибыл в Караганду по приглашению акима области в начале апреля. И поведал о намерениях компании заниматься развитием сети газовых автозаправок и поставками дешевого (напрямую, без накруток поставщиков) емкостного газа. Кстати, «Акойл» занимается поставками газа не только в России, но и на Украине и Белоруссии.
— Мы даем вам слово, что максимум через полтора года полностью решим проблему обеспечения газом населения Караганды, проживающего в многоэтажных домах, — сказал на встрече в акимом области товарищества Есенгельды Мустафетов.
Аким поинтересовался какая помощь ООО потребуется из бюджета.
— Ни копейки, — ответил представитель. — У нас есть деньги. Это бизнес. Я честно признаюсь, здесь хороший рынок. Мы готовы работать на конкурентной основе. Пусть кроме нас будет «Алаутрансгаз» или еще кто-то. Мы не боимся.
Речь и правда не шла о полном вытеснении «Алаутрансгаза» с карагандинского рынка, лишь о передаче части газового хозяйства, естественно не бесплатно. Местному поставщику, разумеется, эта придумка акима пришлась не по душе. На сегодняшний день на балансе «Алаутрансгаза» более 800 ГРУ. Из них, по информации Камалтина Мухамеджанова, компания способна обслуживать меньше половины.
— «Алаутрансгаз» — неэффективный собственник, — сказал аким. — Он только деньги стрижет, а своими прямыми обязанностями не занимается. Нужна конкуренция. Надо посадить «Алаутрансгаз» за стол переговоров и сказать ему: раз ты плохой хозяин, раз не справляешься со своими обязанностями, продай «Акойлу» если не весь газовый комплекс, так хотя бы половину.
Но монополист согласился продать всего 39 убыточных ГРУ — 14 в Майкудуке, 6 в Сортировке, 11 в Темиртау и еще 8 в Сарани. И хотя еще в марте по поручению акима области его подчиненные должны помочь россиянам зарегистрироваться, открыть филиал, провести переговоры с «Алаутрансгазом», вникнуть в обстановку и местные проблемы, не все идет гладко.
Россияне недовольны результатами диалога. Из-за этого на прошлой неделе россияне не заключили с акимом области меморандум о сотрудничестве. Хотя при этом северные соседи не теряют оптимизма: заместитель генерального директора «Акойла» г-н Аксенов заявил, что если все пройдет нормально, уже в июне-июле они смогут обеспечить карагандинцев своим газом:
— Ну, а если не удастся устранить проблему в ближайшие дни… Кто тогда рискнет гадать, — подытожил на встрече с акимом области представитель «Акойла».
Тогда Камалтин Мужамеджанов пошел ва-банк.
— Не пойдете россиянам навстречу, мы инициируем банкротство вашего предприятия, как несостоятельного, раз в течение ряда лет не можете обеспечить газом все население города, — припугнул аким «Алаутрансгаз».
И то ли аким нагнал страху, то ли по другой причине, но монополист согласился уступить москвичам Темиртау и половину Караганды. Правда, самые нерентабельные районы: Майкудук и Пришахтинск.
В «Акойле» остались довольны и этим. Подписание меморандума о сотрудничестве намечается на ближайшие дни.
Голубое топливо из коровьих лепешек
Пока в городе власти пытаются наладить централизованное газоснабжение, село, уставшее от этой проблемы, без чьей либо помощи обеспечивает себя газом самостоятельно благодаря прогрессивным биогазовым технологиям. Они, например, применяются в Новодолинском частном приюте для сирот. Отходы животноводческого хозяйства перерабатываются в биогазовой установке, а в обмен для бытовых нужд получается газ. К тому же в приюте нет головной боли, куда деть навоз: его ежедневно утилизируют порядка двух с половиной тонн. Выход же получаемого газа составляет около 40 кубических метров в сутки. Этого вполне хватает, чтобы в течение 8-10 часов на полную мощность горели две конфорки стандартной плиты. Аналогичная установка начала работать в поселке Петровка. Кстати, в российском Сургуте газ, полученный на биогазовой установке, используется для отопления теплицы, где выращиваются розы.
— Технологии эти достаточно просты и применяются в мире уже достаточно давно, — говорит инженер-эколог Карагандинского ЭкоМузея Валентин Жирков. — Сейчас мы к ним обратились, потому что видим решение некоторых экологических проблем. В том числе это проблема утилизации отходов животноводства. Крупные животноводческие фермы и фабрики выбрасывают огромное количество отходов, которые загрязняют поверхностные водоемы, отравляют рыбу, развивают болезнетворную микрофлору и способствуют эпидемиям среди сельскохозяйственных животных. Если же эти отходы хранятся под открытым небом, они выделяют большое количество парниковых газов, которые ухудшают наш климат.
Биогазовая установка представляет собой герметичную емкость наподобие цистерны, но из кирпича или бетона. Построить ее несложно, для этого не требуется специальной подготовки или образования. Стоимость постройки обойдется в 500 у. е. Причем обойтись можно и б/ушными материалами. А затем лишь загружай сырье, да получай газ.
Карагандинский ЭкоМузей построил и опробовал на территории области 5 биогазовых установок. И пришел к выводу, что использовать биогазовые технологии можно не только в крестьянских хозяйствах, но в городе. Они так же могут быть построены на территориях городских свалок, которые к слову очень часто горят из-за выделяющегося метана, и очистных канализационных станциях. Кстати, в процессе разложения и горения бытового мусора выделяется множество вредных веществ, в том числе и особо опасных СОЗ, входящих в список Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях.
Презентацию установки ЭкоМузей проводил в городском акимате.
— Основываясь на мировом опыте утилизации метана, выделяющегося при разложении твердых бытовых отходов, ЭкоМузей, совместно со своим украинским партнером — Агентством по возобновляемой энергетике подготовил предварительное технико-экономическое обоснование разработанного специально для Караганды проекта, — рассказывает инженер-эколог Александр Герман. — По нашим расчетам, при его реализации можно не только заметно улучшить экологические показатели выброса в атмосферу метана, активно создающего парниковый эффект, но и при этом сделать это дело рентабельным. В зависимости от того, как будет использоваться добываемый газ, от его состава и многих других факторов этот проект окупиться через три-четыре года.
Проект заинтересовал представителей малого бизнеса и городских чиновников. Крупные предприниматели остались в стороне: по расчетам японского института, биомасса в общем объеме мусора на карагандинских свалках составляет невысокий процент, а следовательно поставить на поток переработку и получить сверхприбыли будет сложно.
Поэтому горожанам придется довольствоваться тем, что есть — услугами монополиста.