Где прячется выигрыш?
Более старшее поколение игроков предпочитает классические бумажные лотереи, а молодежь – электронные, которые можно купить в Интернете, практически не затрачивая времени. Каждая из этих видов игры имеет свои особенности и свою технологию работы. Поэтому мы решили разобрать их подробно. А заодно выяснить, какие из лотерей более эффективны с точки зрения потенциального выигрыша. Для этого мы обратились к экспертам Ассоциации представителей лотерейного и букмекерского бизнеса в Казахстане.
– Классическая бумажная лотерея, так же как и электронная, бывает моментальной и тиражной. Но для того, чтобы игра состоялась, в первом случае необходимо напечатать бумажные билетики. Для моментальной лотереи заказывают билеты на заводах, в типографиях, с учетом определенных математических моделей, с соблюдением требований к призовому фонду. Заранее закладывается запрограммированный выигрыш. С учетом всей экономики, в том числе и логистики, призовой фонд составляет около 50, максимум 65 процентов. Если это соотношение будет больше, то лотерея становится просто нерентабельной, и нет никакой целесообразности ее организовывать, – говорит наш эксперт. – После того как билеты отпечатаны, они поступают на точки продажи, их начинают распространять. Точки продажи могут принадлежать самому организатору либо билеты продают другие распространители за определенный процент, что тоже сказывается на цене.
В тиражных лотереях организуется розыгрыш, в центре внимания – лототрон с шариками, которые выпадают в определенный момент времени. Весь этот процесс транслируется в прямом эфире раз в месяц, раз в неделю – в зависимости от условий проведения лотереи. Призовой фонд формируется за счет того, сколько билетов было продано. Здесь большая составляющая отводится именно маркетингу, ведь нужно отрекламировать розыгрыш, собрать участников. Это достаточно серьезные затраты. Если кто-то думает, что лотерейный бизнес – просто и доходно, это не совсем так, очень много нюансов, и нужно изрядно потрудиться, чтобы организовать его. И надо понимать, что чем больше организатор делает затрат, тем меньше будет выигрыш, и шансы падают. Поэтому электронные лотереи, где технологии работы упрощены, в этом вопросе имеют явный плюс. Организатор имеет возможность разыграть призовой фонд в размере 80–85 процентов и при этом заработать.
Еще один важный момент, который следует учесть: в случае с бумажными лотереями очень сложно проверить, а сколько на самом деле было выпущено билетов, не были ли напечатаны “двойники” пустых билетов, что снижает шанс на выигрыш еще больше. К сожалению, установить это факт технически сложно. Организатор может указать одно количество выпущенных билетов, а напечатать в два-три раза больше. Для проверки фискальным органам придется скупить все билеты в точках продаж, и понятно, что заниматься этим никто не будет. Поэтому классическая лотерея при всей ее, казалось бы, транспарентности на самом деле тяжело проверяема. В электронных лотереях идет сразу же фискализация, каждый проданный билет попадает в базу налоговых органов. По крайней мере, именно так должно быть согласно новому закону. Но все ли соблюдают его? И как проверить честность?
В поисках правды – на сайт тиражей
Организатор лотереи должен предоставить как можно больше информации о проводимом розыгрыше и о себе. Но какие данные должны публиковаться? Как правило, в бумажной лотерее организатор указывает название компании, размер призового фонда. Но четких требований как таковых нет. Это больше маркетинговый ход, нежели возможность проверить серьезность организатора. В электронных лотереях на сайтах видна вся необходимая информация, выкладываются лицензия, оферта. Рабочая ли это лицензия, можно проверить на сайте электронного правительства. В Ассоциации представителей лотерейного и букмекерского бизнеса в Казахстане пошли навстречу участникам игр. Для защиты их интересов интегрировали услуги с сайта электронного правительства прямо у себя на сайте. На этом же сайте можно проверить каждый билет в разделе “честная лотерея”. Достаточно ввести номер, и вам придет СМС с результатом. Также сейчас разрабатывается интеграция сайта тиражных лотерей, который планируется запустить уже к концу этого месяца. Там будет собираться вся информация, архивные данные по всем тиражам.
– Мы называем это методикой презагрузки – когда можно проверить билет на сайтах, – говорят в Ассоциации. – Если вы пришли в лотерейный клуб, а тиражи не совпадают с указанными на сайте, значит, что-то тут неладное.
Представители Ассоциации на прошлой неделе протестировали различные лотереи на предмет предоставления максимума информации для игрока. Оказалось, что далеко не все пытаются сделать работу прозрачной.
– Мы закупали билеты в разных местах и у разных организаторов и поняли, что, к сожалению, не все организаторы лотерей интегрированы в системы согласно новому закону. Единственная компания – IB Exquisite Technologies – предложила решение по проверке билетов и методику проверки на сайте Ассоциации. По результатам проверки экспертами Ассоциации с привлечением независимой юридической экспертизы было установлено, что предлагаемые решения компании IB Exquisite Technologies для организации и проведения электронной тиражной и электронной моментальной лотереи соответствуют требованиям нового законодательства. Результаты проверки лотерейных терминалов, принадлежащих другим участникам рынка, не позволяют экспертам подтвердить соответствие действующему законодательству. Им еще есть над чем работать. Нужно понимать, что участники лотереи сегодня подходят к вопросу более сознательно, они хотят, чтобы с ними играли по-честному. Время “шарика-марика” ушло в прошлое. Игра должна быть легальной и максимально прозрачной, – считают в Ассоциации.
Алматы