Его сына – генерального директора информагентства КазТАГ Асета МАТАЕВА – прокурор предложил приговорить к шести годам колонии общего режима. Подсудимые виновными себя не признали. Их адвокаты убеждены: дело шито белыми нитками.
Судебное разбирательство по делу Матаевых близится к завершению. В суде не были заслушаны десятки важных свидетелей, на приглашении которых настаивали подсудимые и чьи показания, по их мнению, могли бы свести на нет предъявляемые им обвинения. Тем не менее прокурор Ержан КУРАКБАЕВ заявил, что вина Сейтказы и Асета Матаевых установлена в полном объеме. По версии гособвинения, за 5 лет они похитили 169 миллионов бюджетных тенге, а руководитель Национального пресс-клуба еще и уклонился от уплаты налогов в бюджет. За это сторона обвинения попросила назначить обоим реальные сроки и конфисковать их движимое и недвижимое имущество в доход государства.
Супруга Сейтказы Матаева Баян РАМАЗАНОВА, защищающая его интересы в суде, уверена: ее близкие стали заложниками госзаказа. Она обращает внимание на давность проведения тендеров и на то, что при принятии выполненных работ по размещению госзаказа в СМИ ее мужу никаких претензий не предъявляли.
– Эти тендеры прошли 5 лет назад, и только сейчас потерпевшая сторона спохватилась: там были допущены нарушения. В таком случае сами потерпевшие должны нести ответственность за ту работу, которую они халатно вели в тот период, – полагает она. – Мой муж был участником этих тендеров. Условия они не устанавливали, они только подчинялись тем нормам, которые были заложены в документах.
Адвокат подсудимых Мадина БАКИЕВА высказала мнение, что доначисленные Матаеву суммы корпоративного подоходного налога с юридических лиц и индивидуального подоходного налога с доходов, не облагаемых у источника выплаты, являются необоснованными. В нарушение норм Налогового кодекса эта сумма взята только с оборота денежных средств на счету Нацпресс-клуба, без учета корректировок и вычетов. К тому же, объясняет защитник, эта организация вообще не является плательщиком индивидуального подоходного налога, не облагаемого у источника выплаты, поэтому доначисление ИПН произведено незаконно. Нарушения в части доначисления Матаеву налогов едва уместились на 21 странице – ходатайство такого объема адвокат подала судье с просьбой прекратить уголовное дело в отношении Сейтказы Матаева.
Отдельные ходатайства были поданы по эпизодам “Комитет связи и информатизации” и “Казахтелеком”. Защитник Андрей ПЕТРОВ попросил суд обратить внимание на недоказанность завышения цен при размещении пиар-материалов “Казахтелекома” через Нацпресс-клуб, а также на то, что у представителя потерпевшего акционерного общества нет претензий по поводу объема выполненных работ. Что касается разницы в сумме 143,9 миллиона тенге, то она, уверен адвокат, возникла из-за скидок, которые предоставляли Нацпресс-клубу печатные СМИ, что подтверждается свидетельскими показаниями и имеющимися в материалах уголовного дела договорами между ними. Кроме того, указанная сумма является результатом предпринимательской деятельности Нацпресс-клуба, то есть доходом.
– Суд и представители потерпевших введены сами в заблуждение тем, что орган досудебного расследования искусственно создал иллюзию виновности Матаевых в инкриминируемых им деяниях, а прокуратура поддержала подозрения, основанные на голословных свидетельских показаниях, – сказал Андрей Петров в ходе прений.
Сам Сейтказы Матаев в своем последнем слове заявил, что уголовное преследование его семьи началось с подачи нескольких высокопоставленных чиновников, а мотивами этого заказа является рейдерский захват активов и имущества Национального пресс-клуба. Виноватым ни себя, ни своего сына он не считает.
– Мы не собираемся ни у кого просить прощения, мы не нарушали закон. Мы считали и считаем себя невиновными. Нас не смогли сломать и поставить на колени. Мы не пошли на сделку со следствием, сохранили доброе имя и репутацию – главный капитал нашей журналистской семьи Матаевых, – резюмировал глава Нацпресс-клуба.
Оглашение приговора по делу Матаевых назначено на 3 октября.
Астана