Сейчас Узбекистану выгодно идти на контакт с Казахстаном - российский эксперт о встрече Мирзиеева и Назарбаева - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  Сейчас Узбекистану выгодно идти на контакт с Казахстаном - российский эксперт о встрече Мирзиеева и Назарбаева

Сейчас Узбекистану выгодно идти на контакт с Казахстаном - российский эксперт о встрече Мирзиеева и Назарбаева

На прошлой неделе состоялся первый визит нынешнего президента Узбекистана Шавката Мирзиеева в Казахстан.

  • 27 Марта 2017
  • 2425
Фото - Caravan.kz

В ходе встречи президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев обсудили ряд важных вопросов и подписали несколько ключевых соглашений между двумя странами. Также лидеры двух государств надеятся, что данная встреча придаст новый импульс к развитию казахстанско-узбекского сотрудничества по широкому спектру направлений.

Назарбаев и МирзиеевНазарбаев и Мирзиеев. Фото — Пресс-служба Акорды

Чтобы узнать, как прошедшая встреча отразится на дальнейших международных отношениях Узбекистана и Казахстана, редакция Caravan.kz решила обратиться к российскому эксперту, кандидату политических наук, Павлу ГУРУШКИНУ.

— На прошлой неделе состоялся первый визит Шавката Мирзиеева в Астану. Это первый визит президента Узбекистана в нашу страну. Как это иллюстрирует внешнюю политику нового президента Узбекистана?

— Это, скорее всего, показатель того, что новый президент Узбекистана планирует делать ставку на внешнеполитическое сближение с Казахстаном и Россией. Есть много проблем, которые можно решить только совместными усилиями с ключевыми игроками региона. Новое руководство Узбекистана это прекрасно понимает. Прежде всего, речь идет об экономических вопросах, связанных с инвестициями в Узбекистан, и урегулированием проблем в сфере нелегальной и легальной миграции. С другой стороны, новое руководство совершенно логично выстраивает новые отношения с ближайшими и самыми влиятельными странами региона. Это не исключает интереса узбекского руководства к ЕС и США. Но сейчас речь идет именно о сближении с самым влиятельным региональным соседом для решения накопившихся проблем.

— Во время встречи был подписан ряд документов касательно экономического, транспортного, политического взаимодействия. В том числе: Соглашение о межрегиональном сотрудничестве, Стратегия экономического сотрудничества на 2017-2019 годы, Протокол о внесении изменений в Соглашение об избежании двойного налогообложения, Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о международном автомобильном сообщении, Программа сотрудничества между министерствами иностранных дел двух государств, Соглашение о военном сотрудничестве между двумя странами. Может ли это свидетельствовать о том, что Узбекистан планирует вступать в интеграционные объединения Евразийского Союза?

— Да, подобная вероятность достаточно высока. Узбекистан ориентируется на трех ключевых игроков региона: Китай, Казахстан и Россию. Но Казахстан ближе, и его экономическое влияние в регионе сложно переоценить. Поэтому Узбекистан особое внимание уделяет именно социально-экономическим соглашениям. Военное сотрудничество также очень важно для Узбекистана. Страна граничит с Афганистаном, ситуация в котором крайне не спокойна до сих пор, и угроза исламистов только усиливается. Другая проблема — это транзит наркотиков, ведь именно Узбекистан (наряду с Таджикистаном) очень сильно страдает от подобного транзита. Для этого могут быть активно задействованы казахские и российские вооруженные силы, которые имеют определенный опыт борьбы с наркотраффиком.

— Казахстан и Узбекистан являются основными странами-конкурентами в центральной Азии. Как укрепление сотрудничества повлияет на конкурентную борьбу? Можно ли рассматривать вспыхнувший интерес Узбекистана к Казахстану как попытку «подмять» Казахстан под себя?

— Разумеется, нет. Речь идет о укреплении социально-экономического сотрудничества. Дело в том, что Казахстан сейчас представляет из себя стремительно развивающуюся страну. Небольшой штрих – уже сейчас зарплата в ряде отраслей страны на уровне и даже выше, чем в России. Это, безусловно, региональный лидер и одна из самых бурно развивающихся стран постсоветского пространства. Этот факт, безусловно, интригует новое руководство Узбекистана, которое хотело бы пойти по похожему пути, но не имеет соответствующих ресурсов. Воспринимая Казахстан как модельную для себя страну, узбекские власти хотят при помощи такого сотрудничества выйти на похожие темпы развития. Поэтому ни о каком «подминании» речи не идет. Это просто невозможно, поскольку страны отличаются друг от друга по экономике и влиянию в регионе. Напротив, речь может идти, скорее, об усилении экономического контроля над Узбекистаном со стороны Казахстана.

— Президенты Казахстана и Узбекистана обсудили также ситуацию вокруг Аральского моря и вопросы водно-энергетического комплекса. Кому из двух стран общее пользование водными ресурсами наиболее выгодно, учитывая исторические неприятные обстоятельства вокруг рек Сырдарьи и Амударьи?

— Более выгодно использовать водные ресурсы именно Узбекистану, поскольку эта страна очень остро испытывает проблему нехватки водных ресурсов, как и Таджикистан. Кроме того, есть и нехватка в водной энергетике, что тоже довольно важно для страны (есть планы по строительству рядя ГЭС и т.д.). Казахстан, напротив, не испытывает столь острой проблемы в водных ресурсах и энергетике. Именно поэтому переговоры с Казахстаном по Аральскому морю крайне важны для руководства Узбекистана.

— По словам президента Казахстана, за четвертый квартал прошлого года товарооборот между странами вырос на 30 процентов с обеих сторон. Не грозит ли такое активное торговое сотрудничество отечественным казахстанским производителям? Не вытеснят ли узбекские товары казахстанскую продукцию с прилавков?

— Думаю, что здоровая конкуренция между рынками пойдет только на пользу экономикам обеих стран и может привести к улучшению качества продукции. Есть сомнения, что существует угроза вытеснения продуктов в Казахстане. В стране есть государственная поддержка местных производителей, которые находятся в более выгодном положении, чем пришедшие из Узбекистана. Кроме того, нельзя сказать, что узбекские товары качественнее казахских, скорее всего, они просто дешевле. Но Казахстан находится на экономическом подъеме, поэтому люди все чаще отдают предпочтение качеству, а не низкой цене. В стране достаточно крупный внутренний рынок, который в состоянии переварить продукцию из Узбекистана.

— Если Узбекистан станет членом ЕАЭС, не начнет ли Казахстан сдавать позиции как один из основных игроков союза?

— Конечно, нет. Казахстан, наряду с Россией, заслуженно является ведущей страной в этом союзе. Экономика страны развивается довольно высокими темпами, а Узбекистан, в случае вхождения в ЕАЭС, вряд ли будет занимать лидирующее место по экономике и в ближайшее время не сможет повлиять на сдачу позиций Казахстаном. Есть основания полагать, что на это даже Беларусь не может претендовать в обозримом будущем.

— На встрече Шавкат Мирзиеев заявил президенту Назарбаеву, цитирую: «Все Ваши начинания будут поддержаны Узбекистаном». Можно ли увидеть в этом высказывании двойное дно? Если да, то какое?

— В высказываниях любых политиков можно увидеть двойное дно. В данном случае оно может заключаться в избрании тактики нового руководства Узбекистана в сознательном следовании в фарватере внешней политики Казахстана для того, чтобы получить больше экономических благ для себя и выйти на похожий уровень экономического развития. При этом, подобный подход вовсе не означает, что поддержка может быть реальной внутри руководства страны. Есть постулирование, а есть реальные действия. Между ними может быть довольно большая разница. Сейчас Узбекистану выгодно идти на контакт с Россией и Казахстаном. Но мы не знаем, какие скрытые переговоры идут у Узбекистана с США, руководство которых очень хочет вернуть военную базу Ханабад в этой стране. Поэтому Узбекистан демонстрирует типичный пример realpolitik, который часто встречается на постсоветском пространстве.