Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ходе недавней встречи с представителями бизнеса высказался о необходимости переформатирования образования, сообщив, что программа "Болашак" будет переориентирована.
"Мы слишком много производим экономистов, юристов, менеджеров. Нам сейчас нужно поставить образование на технические рельсы. Программу "Болашак" мы переориентируем. Будем направлять наших молодых людей на учебу, в том числе и в Россию, а может быть, в первую очередь в Россию, в известные технические вузы", — сказал Токаев.
Также он сообщил, что развитие в данном направлении зависит от казахстанского бизнеса.
"Вместо того, чтобы сетовать на отсутствие квалифицированных кадров, особенно по техническим специальностям, почему бы крупному бизнесу не взять шефство над колледжами, войти в их попечительские советы, брать молодежь на практику, оснащать лаборатории и мастерские. Я знаю, что есть отдельные корпорации, которые работают в данном направлении, но следует поставить это на поток", — заявил президент Казахстана.
Кроме того, в своем недавнем интервью Касым-Жомарт Токаев затронул тему обучения казахстанцев за рубежом, а в частности подчеркнул роль обучения казахстанской молодежи в России.
"Российское образование очень хорошее, особенно техническое. Это общеизвестный факт. Конечно, нет никакой обязательности, я просто высказал предположение, что лучше все же направлять на учебу в Россию, потому что здесь присутствует и языковой момент, то есть нет языкового барьера — первое. Второе: коль скоро мы являемся стратегическими партнерами, у нас совместные предприятия, в том числе относящиеся к крупному бизнесу, нам нужны технические кадры, которые обучались бы в России", — обозначил Президент.
При этом Токаев заявил, что желающие могут получать образование и в западных университетах.
"Кто-то, возможно, захочет обучаться на Западе. Естественно, каких-либо препятствий мы ставить не будем. Но надо понимать, что там очень специфическое образование. Кроме того, я бы не стал идеализировать западное образование: там есть свои проблемы и мы знаем, что западные университеты тоже превращаются в конторы по печатанию дипломов — плати деньги и, пожалуйста, через некоторое время получай диплом. Этим наши некоторые молодые люди злоупотребляют, говоря: "Я окончил…" и называют какое-нибудь известное учебное заведение на Западе. А если на самом деле вникнуть, он там учился не больше года", — подчеркнул глава государства.
Вполне очевидно, что сейчас система высшего образования Казахстана, которая переживает не лучшие времена, нуждается в серьезном реформировании по целому множеству направлений. Так или иначе, в сегодняшнем материале Caravan.kz мы попытались разобрать затронутые Президентом тезисы, касающиеся темы образования.
В первую очередь стоит отметить, что популярность обучения в России среди казахстанцев обусловлена вполне рациональными причинами. К примеру, по данным опроса казахстанских студентов, которые stanradar.com приводил в прошлом году, 41% приехал на учебу потому — что российское образование лучше и позволяет легче устроиться на работу, 20% — оно более доступно. На русский язык обучения сослались лишь 19%. Причем речь может идти не о русскоязычных, а просто о неготовых учиться на китайском или английском.
Выпускники правы в своих оценках, что показывает независимая статистика трудоустройства. В Казахстане по специальности работают только 40% выпускников вузов (данные НПП "Атамекен"), в РФ — 60% (компания "Head Hunter").
50% выпускников казахстанских вузов не могут найти хоть какую-то работу (пусть и не по специальности) в течение первого года. В некоторых из них этот показатель достигает 70-80%. Бывший вице-премьер Бердыбек Сапарбаев, ознакомившись с этими цифрами, в свое время заявил, что республиканские университеты "готовят безработных".
А в Омске, куда уезжают учиться многие казахстанцы, доля проблемных выпускников региональных вузов — менее 20%. Им не так страшна безработица, как казахстанским выпускникам. И это один из стимулов получить российское гражданство.
Еще нагляднее разница при сравнении трудоустройства по востребованным специальностям. Выпускники медицинских факультетов Казахстана находят работу за год в 44% (дантисты 51%), химики — 58%. В России уровень востребованности выпускников медицинских и естественнонаучных факультетов — более 80%, а страдающих от дефицита предложений российских теологов и искусствоведов – 53 и 61%.
А теперь от статистики давайте перейдем ко мнению экспертной среды.
Член совета Ассамблеи народа Казахстана, председатель РОО "Ассамблея жастары" Тимур Джумурбаев подчеркнул актуальность рассуждений и разговора о зарубежном образовании и о том, где приоритетно его получать. Однако не столько о том, где учиться, сколько о том — как. Приоритет — это конкурентоспособность полученных знаний. Джумурбаев отметил, что на заре независимости нашей страны был дан успешный старт проекту "Болашак", благодаря которому тысячи молодых казахстанцев получили возможность обучиться за рубежом, в лучших образовательных центрах мира.
"Возможности, которая открыла программа для молодых, оспорить сложно. Сейчас мы понимаем, что многие казахстанцы заигрались с выбором профессий. На рынке труда очень много невостребованных специалистов, есть и те, которые, получив дипломы, вообще не обладают никакими профессиональными навыками, а есть те, кто попутно осваивает несколько разных профессий, учитывая конъюнктуру рынка", — высказал глава "Ассамблея жастары" свое мнение inform.kz.
Джумурбаев также напомнил, что в настоящее время анонсирована трансформация программы "Болашак" с акцентом на технические специальности, открытие филиалов топовых мировых вузов в Казахстане.
"Сейчас не важно, будем ли мы учиться в России, Китае или Штатах, важнее, какое образование мы получим и насколько оно будет востребованным на родине. Технарей не хватает, это правда. Почему в пример приводится Россия? Пока практика показывает, что техническое образование в этой стране достаточно востребовано. Что плохого ехать по "Болашаку" туда, чтобы, получив специальность, вернуться домой и применять свои знания здесь? Что плохого в изучении иностранных языков, в том числе китайского? Думаю, что ничего. Но вместе с этим нужна перезагрузка отечественной системы высшего образования. Оно должно стать доступнее, качественнее и востребованнее. Очень злободневным остается вопрос трудоустройства молодых специалистов. В этой связи мне кажется, что бизнес сам должен быть заинтересован в подготовке хороших кадров. Здесь нужна коллаборация предприятий и вузов, чтобы работодатель имел возможность работы со специалистом в период всего обучения", — пояснил спикер.
Джумурбаев также считает, что нужно стремиться к знаниям, помогая в этом своему окружению. Нужно, чтобы молодежь из маленьких городов или сел имела возможность обучаться в хороших университетах. Эксперт отметил, что молодежи нужно помогать с выбором профессии, развивать институт наставничества, расширять возможности для поступления, в том числе специальные стипендии или гранты от меценатов для талантливой молодежи.
В целом, по мнению эксперта, в стране очень много талантливой молодежи, которая стремится к знаниям, но краеугольным вопросом в молодежной среде остается образование, как академическое, так и просто житейское.
"Нужно повышать уровень обучения в колледжах и вузах. Образование должно быть лучше интегрировано в практические процессы. Глава государства сказал, что молодежь мало читает. Так и есть — молодежь чаще всего не может "отличить Гегеля от Бабеля". Но в случае с молодежью это проблема легко выправляется. Нужно только расширять свой кругозор, учиться и читать. Постепенно вижу, что ситуация выправляется. В книжных магазинах людей становится больше, это хорошо. На школьном уровне нужна система поощрений культуры чтения, произведения классиков могут также перейти в соцсети, в тот же TikTok, где можно было бы знакомить молодежь с культурным и литературным наследием", — резюмировал Джумурбаев.
Отечественный специалист в сфере образования, эксперт ЮНЕСКО и директор международного образовательного центра "Molodium" Василий Шахгулари в свою очередь обозначил несколько причин "привлекательности" российских вузов для казахстанских студентов.
"Во-первых, это конкурентоспособность нашей системы высшего образования. Во-вторых, востребованность тех специальностей, которые существуют на казахстанском рынке, коих на порядок меньше, нежели на российском. В-третьих, Россия увеличивает спектр специальностей. Например, множество направлений в IT-сфере, в медицине, появляются различные новые специальности экономических направлений. Цифровизация в экономике идет бурными темпами, и, стало быть, растет потребность в расширении. Также свою роль, на мой взгляд, играет процесс естественного переселения русскоязычного населения из Казахстана в Россию — многие уезжают семьями, кто-то хочет жить на исторической родине и т.д. Ну и самое ключевое – доступность образования. Наши студенты спокойно могут получить гранты в российских вузах. Россия выдвигает довольно легкие требования, и количество грантов было резко увеличено в 2021 году", — отметил господин Шахгулари.
По словам эксперта, утечка мозгов уже давно является назревшей проблемой, решение которой должно стать приоритетным вопросом.
"Пора бы нам задаться вопросом, почему при якобы столь высоком уровне жизни люди уезжают из Казахстана? Да, так было всегда — люди будут уезжать туда, где лучше образование, где больше зарплата, где в общем и целом жизнь лучше. Отток молодых кадров будет идти и дальше, если в расчет не будут браться причины показателей, которые зачастую не в пользу нашего государства, и не будут решаться основные вопросы в этом отношении", — подчеркнул эксперт.
Но при этом, добавил господин Шахгулари, спускать собак лишь на одно образование — не совсем правильно.
"По ряду аспектов, если взглянуть шире, казахстанское образование — достаточно качественное. Например, в мире сейчас высокая востребованность айтишников, а очень многие казахстанские специалисты работают на иностранные компании — либо переезжают, либо работают дистанционно. Это ведь говорит о качестве. Вопрос опять же в том, кто и как это анализирует, о чем говорит статистика, что берется за основу, и по какому пути нам нужно идти", — добавил специалист.
Доктор технических наук и профессор Талжан Раимбердиев высказал мнение о том, что цифровая революция приводит к тому, что все больше и больше производителей начинает испытывать нехватку специалистов нового уровня – тех, кто сможет соответствовать требованиям цифрового предприятия и тем самым поддерживать экономический прогресс страны.
"Если говорить конкретно об инженерно-технологическом образовании, то «информационный взрыв» и стремительные изменения в обществе, перманентное обновление техносферы предъявляют все более высокие требования к профессии инженера и к инженерному образованию. Сегодня наиболее конкурентоспособными окажутся вузы, способные готовить специалистов нового уровня — тех, кто сможет соответствовать требованиям "цифрового предприятия" и тем самым поддерживать экономический прогресс страны. При этом следует обратить внимание на программы обучения будущих инженеров. Нужны практико-ориентированные курсы, после которых выпускники будут сразу готовы к работе", — отметил Раимбердиев.
Еще в 2020 году Раимбердиев в статье "Казахстанской правды" указал, что настоятельная необходимость скорейшей адаптации системы высшего образования и науки к вызовам промышленной революции уже назрела. Тогда профессор отмечал, что в целях привлечения крупного бизнеса можно было бы, например, дать им привилегии в акционировании ведущих технических вузов, у которых имеется современное производство, базирующееся на конкурентоспособных технологиях. Кроме того, возможно предоставление бизнесу значительных преференций по налогам на сумму вклада, направленного на открытие (акционирование) вуза.
Тогда же профессор отмечал, что назрела необходимость законодательно разрешить крупному бизнесу, имеющему инновационные производства индустрии 3.0 и выше, участвовать в акционировании вузов или создании собственных университетов для скорейшей адаптации вузов к вызовам промышленности. Причем при активном участии и непосредственной поддержке всех заинтересованных сторон: государства, бизнеса, научного сообщества и общества в целом.
"В этом непростом вопросе нам следовало бы перенять передовой опыт России, где в 2015 году был запущен проект глобального технологического лидерства страны к 2035 году. В этот проект вовлечены вузы, отвечающие предпринимательскому статусу — университет 3.0. при участии российских инновационных компаний РВК и АСИ. Сейчас они уже воссоздали научные школы с классическим и фундаментальным образованием, открыли центры национально-технологических инициатив и начали выпускать специалистов будущего, опережающих время на 10-15 лет, что и является важнейшим условием адаптации к вызовам Четвертой промышленной революции", — добавил эксперт.
По его словам, цифровая революция приводит к тому, что все больше и больше производителей начинает испытывать нехватку специалистов нового уровня – тех, кто сможет соответствовать требованиям цифрового предприятия и тем самым поддерживать экономический прогресс страны.
"Предприятия, задумывающиеся об эффективности и оптимизации своих производств, должны вкладываться в развитие не только имеющейся рабочей силы, но и в студентов. С другой стороны — и техническим университетам следует проявлять инициативу для коллаборации с производственными предприятиями для выявления потребностей, задач и вызовов, стоящих перед ними. Должна вестись совместная работа, чтобы наращивать резерв нового поколения профессионалов, удовлетворяющих требованиям цифровой эры. Именно благодаря совместным усилиям может быть создан фундамент для развития высоких технологий будущего", — обозначил профессор.
В конце прошлого года отечественный эксперт Жазира Дуйсенбекова указала, что проблема утечки мозгов является наиболее острой для казахстанского образования.
"Почему? Сейчас мы это не ощущаем, но со временем мы почувствуем, как наших детей обучают явно не гении (гении же все уехали…), как медицинскую помощь нам оказывают явно не профессионалы… Это как снежный ком: сейчас это кажется несущественной проблемой, но покидающих страну становится все больше с каждым годом. Причем утечка мозгов сопровождается сокращением доли иностранных студентов в наших вузах. Это что же получается: наши выпускники все чаще уезжают учиться в вузах за рубежом, а к нам на учебу приезжает каждый год все меньше и меньше иностранных студентов. Для иностранцев наша страна становится все более непривлекательной", — отметила собеседница.
Также Дуйсенбекова указала на ряд важных инициатив и мер, которые должны быть первоочередными в решении проблем отечественной системы образования.
"Надо дать больше свободы учителям, педагогам, преподавателям ВУЗов. Нужна именно академическая свобода: в выборе программ, средств обучения. Сейчас все загнаны в строгие рамки ГОСО, инструкций, ИМП и т.п. А задача руководства (МОН РК, директор школы, ректор ВУЗа…) – создать условия для творческих, компетентных педагогов, поощрять их труд, стимулировать, мотивировать к развитию профессиональной компетенции, к саморазвитию. Посмотрите ленту Facebook: награжденных учителей к 30-летию Независимости – единицы, а достойных – тысячи! И нам надо сохранить, не растерять тех, чей труд может стать примером для будущих поколений", — подытожила тогда специалист.
Что можно вынести в заключение? Первое — реформы казахстанской системе образования определенно нужны и даже жизненно необходимы. И строиться они должны на научных исследованиях, как на международных, так и на отечественных.
Другой момент, к которому можно прийти, также отталкиваясь от мнений экспертов: дабы переломить ситуацию в более выгодное и позитивное направление, необходимы структурные изменения как в системе подготовки кадров, так и на уровне ее взаимодействия с государством и работодателями.
Третье — адресованный бизнесменам призыв Президента заняться подготовкой кадров, смелее входить в попечительские советы и брать учебные заведения под свое крыло очевидно обусловлен сложившимися реалиями и той же необходимостью реформирования, а потому здесь во главу стола должны ставиться конструктив и желание МОН и предпринимателей вести здравый и рассудительный диалог.
Что касается желания казахстанской молодежи обучаться за рубежом: то, что наш северный сосед обладает сильной технической образовательной базой — определенно факт, но все же здесь, пожалуй, по-прежнему, не столь важен вопрос — куда уезжают казахстанские студенты, а почему? Отсюда же вытекает вполне оправданная насущность аспектов касательно необходимости определенных современных специальностей, привлекательности нашей страны для молодежи, создания достойных условий для специалистов, потому как истина, как и прежде, такова: за грамотной и нравственной молодежью — светлое будущее нашей страны.