«Караван» попросил экспертов прокомментировать ситуацию. Что тут исполнимо, что — нет. Что может двинуть Казахстан вперед, что — мешает?
Профессор университета «Туран» Ренат Габдуллин в своих оценках местами был резок. Он считает, что технологическая политика прежде всего должна быть ориентирована на рост благосостояния граждан. А она не на это нацелена?
«Почему нашу сырьевую экономику до сих пор не сделали инновационной»
«Казахстан долго развивался по модели «сырьевого консерватизма». Эта модель вынуждала оплачивать интеллектуальную ренту, которая содержится в импортных товарах и услугах. Там много составляющих. Не буду перечислять все. Но именно это привело к устойчивому падению объемов экономики, ухудшающейся структуре производства и ее перекосу в сторону топливно-энергетического комплекса. При этом деньги от добывающего сектора, аккумулированные в Нацфонде, выполняли функцию наращивания активов. Но не содействовали развитию промышленности.
Да, надо признать, что в кризисные времена эти средства позволили поддерживать минимальные темпы роста, нивелировать некоторые негативные процессы в социальной сфере. Но не более того. В то время было не до инноваций. А они всегда и везде – прорыв в науке, технологиях, которые обеспечивают качественно новый уровень производительности труда. Именно они определяют вектор развития государства».
«Экономика знаний определяет инновационный путь развития»
Сегодня идет стремительный переход к шестому – технологическому укладу мирохозяйственного управления. Активная фаза может продлиться до 2040 года. Дальше – глубокая структурная перестройка экономик на основе принципиально новых институтов и технологий. Для такого прорыва в Казахстане и был принят закон о науке и технологической политике. Потому что уже пора менять наш уклад.
«Какие проблемы придется для этого решить? В какие сроки? Сколько это будет стоить?»
Если (ключевое слово здесь «если») концентрация ресурсов потребует развития перспективных производств, технологических комплексов, то за этим потребуется целенаправленная финансовая и инвестиционная стратегия внешнеэкономической политики, кредитно-денежной с долгосрочными приоритетными целями развития. И согласованности действий госорганов – исходя из закономерностей стратегического роста, глобальных направлений развития и национальных конкурентных преимуществ. К сожалению, в программе слабо просматривается отраслевая раскладка. На мой взгляд, там нужно было чётче обозначить рубежные показатели, необходимые ресурсы. И главное – механизмы корректировки, когда целевые показатели не достигаются.
Политика есть – технологий нет. И ответственности тоже
Комментарий экономиста Жандоса Ахмедиева.
«У нас и планшеты «производили», и вертолеты, и внедорожники, и «силициум», и много чего еще. И все на основе чужих технологий. При этом какие-то новации в Казахстане регулярно появлялись. «Казпатент» регистрирует сотни заявок каждый год. Где они реализованы? У нас? В Китае? В Европе? Сколько?
Будут ли у Казахстана нобелевские лауреаты при многомиллиардных вложениях в науку
Официальной информации нет. Гостайна? Или казахстанцы, которые придумали много чего, продали свои изобретения и идеи за границу? Если это так, то мы теряем наши изобретения и находки. Я не вижу, где они реализованы. Позор… Где и чему наши бюрократы учились? Если наши изобретения и применили за границей – то виноваты в этом только служащие министерств, хозяева предприятий, которые не стали внедрять эти технологии. Может, просто боялись вкладываться во что-то незнакомое, непроверенное? Технологическая политика есть. А технологий нет. И ответственности. Сегодня мы теряем миллионы долларов. А завтра миллиарды потеряем?»
И вновь Ренат Габдуллин:
«С кем и как эффективнее достичь заявляемые цели?»
"Как использовать наш потенциал кооперации – как механизм концентрации ресурсов в перспективных направлениях? Я вижу выход в интреграции. Создание Евразийской инновационной системы будет способствовать минимизации издержек, масштабированию производства, расширению научно-технологической базы. Нам необходимо рационально распорядиться комплексом своих конкурентных преимуществ – географическое, природно-климатическое, многие другие.
Осмелюсь предложить создание академии наук стран ЕврАзЭС. У нас и у наших союзников имеется колоссальный потенциал в науке. Академия могла бы координировать и аккумулировать все идеи в образовательном, научном, технологическом пространстве, как в ЕврАзЭС, так и в каждой республике".
«Новые технологии – штука затратная. Что мы можем себе позволить в ближайшей перспективе?»
Полноценная реализация технологической политики в условиях ограниченности финансовых ресурсов невозможна. Преодолевается это посредствам целевой кредитной эмиссии через механизмы прямого и косвенного рефинансирования кредитными институтами, исходя из объективных потребностей и возможностей. Научно-техническому прогрессу необходима полноценная денежно-промышленная политика, нацеленная на рост производства, его модернизацию и обновление. Возможно, необходимы институты регулирования денежного обращения и воспроизводства капитала, нацеленные на обеспечение трансформации финансовых ресурсов, кредитование производства и инвестиционных проектов по научно-техническому развитию.
Технологическая политика, как финансовая, кредитная и все остальные, являются составляющими экономической политики, которая есть не что иное, как результирующая сумма интересов различных социальных групп. Но есть существенное «но». Основная цель должна заключаться в формировании положительных обратных связей трансформации сбережений в инвестиции, знаний в новейшие технологии. Пока это не прослеживается.
Где-то густо, где-то пусто
В начале недели министр науки и высшего образования Саясат Нурбек посетовал: мол, в этом году большинство абитуриентов, которые успешно прошли ЕНТ, предпочли пойти на педагогические специальности. Во-первых, это гранты. Во-вторых – повышенные стипендии. Да, учителей в стране не хватает. Особенно в глубинке. Но, как отметил министр: «В этом году вследствие больших проблем, которые сложились в сфере теплоэнергетики, водного и лесного хозяйств, было выделено больше грантов на такие специальности, как «тепловая энергетика», «гидрогеология», «ветеринария», «сельское хозяйство».
А желающих туда – мало.
Комментарий Жандоса Ахмедиева:
«Молодые люди, вчерашние школьники, не научились видеть перспективы, не всегда улавливают тенденции, которые меняют ситуации в стране и мире. Когда-то кто-то придумал список самых необходимых профессий: «Кормить, учить, лечить, строить и защищать». У нового поколения часто сбивается прицел. Кто будет в Казахстане завтра двигать науку и совершать технологические прорывы? Одиночкам это не по силам».