“Сделано НЕ в Казахстане”. Почему? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
“Сделано НЕ в Казахстане”. Почему?

“Сделано НЕ в Казахстане”. Почему?

В Казахстане практически не развивается свое производство – об этом говорят последние данные статагентства РК. Вот уже более двух десятков лет наш бизнес сшибает свою копеечку на поприще “купи-продай”, и мало кто рискует взяться за собственное дело. Почему?

  • 19 Апреля 2013
  • 6839
Фото - Caravan.kz

Собственное производство – всегда дело рискованное. Открывая свое дело, ты вкладываешь в него всего себя, свои деньги, свое время – и не факт, что не прогоришь.

Помимо рисков, поджидающих производителей в любой стране, в Казахстане есть свои особенности, которые отпугивают желающих написать свое имя на этикетке товара.

Как не разориться

Первый важный вопрос – деньги.

По словам экспертов, даже для открытия небольшой линии по производству упаковки для семечек или печенья нужно около 10 тысяч долларов. Более серьезное производство требует больших вложений, и предприниматели, как правило, вынуждены обращаться в банк за кредитом.

Сегодня одна из проблем, которые тормозят появление новых производств, – непомерно высокие процентные ставки по кредитам для предпринимателей. А существующие программы поддержки предпринимательства убивают любую перспективу своими бюрократическими проволочками.

– Мелкие предприниматели, как правило, вообще не обращаются в банки и открывают производства на накопленные средства, поэтому пытаются выгадать на покупке оборудования, – говорит создатель сайта о проблемах производства в Казахстане Юрий КУРПИТКО. – Производственные линии покупают часто в соседнем Китае, но дешевизна порой оборачивается убытками – иногда вместо заказанной производственной линии приходит просто металлолом, и даже если его удастся запустить, то производительность будет далека от ожидаемой.

Другая проблема – в том, что производитель, который использует привозное сырье для работы оборудования, оказывается в постоянной зависимости либо от иностранного партнера, либо от работы таможни. А любой день простоя – это потеря денег.

Но даже если малый предприниматель преодолел эти трудности и запустил производство, его ждут другие проблемы.

Везде барьеры

– Даже если у вас есть оборудование, цех, то вам придется как минимум год ждать, чтобы начать работу – столько времени уйдет на то, чтобы собрать все необходимые бумажки и получить все разрешения от надзорно-контрольных органов, – утверждает Юрий Курпитко.

И если сравнить по времени и количеству затрат на согласование с различными органами, то производитель тратит их почти в 10 раз больше, чем тот же торговец.

– У нас более полусотни надзорно-контрольных органов, у каждого из них свои законы, подзаконы, внутренние приказы – это наследство советского режима, и производитель вынужден ходить по всем этим инстанциям, – говорит президент Алматинской ассоциации предпринимателей Виктор ЯМБАЕВ. – Попробуйте подключить электроэнергию для производства или решить другие коммунальные вопросы – везде препоны, нервотрепка! Так что в бизнесе остаются только самые крепкие и упертые.

“Маркетинговая” мафия

В стоимости производимого продукта около 30 процентов – затраты на маркетинг, это реклама и так называемые “входные”, чтобы попасть на прилавок магазина. Начинающий производитель, как правило, не имеет средств на это.

Впрочем, это как раз решаемая задача – сегодня есть возможность самому продвигать свой товар через Интернет, можно создать свой сайт, делать рассылку. В общем, если вы трудолюбивы, то можете бросить вызов даже производственным гигантам и мировым брендам.

А вот попасть на прилавок магазина порой очень сложно.

– Существует так называемая “входная такса” – производитель платит супермаркетам за то, что его товар выставят на прилавок. Для многих малых предприятий она непосильна, – говорит Юрий Курпитко. – Впрочем, и эти проблемы можно решить при желании. Например, можно обеспечивать своей продукцией 2–3 точки рядом с домом. У нас еще сохранилась возможность для такого старта, есть мелкие розничные точки продаж, супермаркеты не поглотили пока весь рынок, как в большинстве развитых стран, – говорит наш эксперт.

Есть свои плюсы!

Говоря о проблемах производства, не стоит забывать о том, что в Казахстане на самом деле есть огромные плюсы, которыми, к слову, с успехом пользуются приезжие бизнесмены.

– У нас достаточно много относительно свободных ниш, нет такой жесткой конкуренции, как в Европе, – говорит наш эксперт. – Казахстанская налоговая система очень лояльна. Сегодня НДС у нас в стране ниже, чем в России, на 6 процентов. А индивидуальные предприниматели платят всего 3 процента от оборота.

Есть и другие плюсы, которые обычно не замечают наши бизнесмены.

– Хорошо это или плохо, но в Казахстане очень спокойные потребители, а сам закон о защите потребителя очень редко применяется. Удивляюсь, как вообще выживает производитель в Европе, где потребитель может попользоваться товаром и вернуть его, где многомиллионные иски отсуживают за любую мелочь. Там есть даже специальный термин – “потребительский терроризм”. Нам до этого далеко, – считает Юрий Курпитко.

Главный тормоз

Главным же тормозом для развития отечественного производства, как ни странно, остается некий психологический комплекс. Предприниматели боятся вступать в борьбу за клиента – мол, куда нам конкурировать с гигантами! На самом деле отвоевать своего потребителя вполне возможно, и секрет прост – дать потребителю качество и разумные цены.


Сколько продукции выпустили бизнесмены в январе 2013 года, млн. тенге

Республика Казахстан    630 348

Акмолинская    23 310

Актюбинская    30 029

Алматинская    35 528

Атырауская    37 299

Западно-Казахстанская    23 900

Жамбылская    12 941

Карагандинская    37 312

Костанайская    25 991

Кызылординская    13 807

Мангистауская    30 097

Южно-Казахстанская    31 746

Павлодарская    25 602

Северо-Казахстанская    18 304

Восточно-Казахстанская    34 765

г. Астана    87 589

г. Алматы    162 127